Общественная организация «Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ». Дата образования организации – 23 декабря 1990 года. Зарегистрирована 30 октября 1991 года.

История создания

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века на волне перестроечных процессов в СССР, а затем в России, начали создаваться общественные организации, основанные на сохранении национально-культурных ценностей. Последовавшие изменения в законодательстве позволяли регистрировать эти сообщества в качестве юридических лиц.

Одной из таких организаций стал Иркутский областной Чувашский культурный центр «ЮЛТАШ», созданный в конце 1990 года по инициативе Михаила Мефодьевича Романова. Это – уникальный человек. Он родился в 1923 году в селе Ново-Семеновка Белебейского района Башкирской АССР, и уже в следующем, 1924 года, его семья переехала в Иркутскую область. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», юбилейными медалями. Долгое время работал председателем объединенного постройкома «Облрембытстройтреста», механиком на предприятиях Иркутска.

Оказавшись на пенсии, Михаил Мефодьевич активно занялся ветеранским движением, общественной работой.

Мастер-класс по национальной кухне. Фото Анны Диденко

В 1990 году через газету «Восточно-Сибирская правда» он обратился к чувашам Иркутской области с предложением создать национальную общественную организацию. На призыв откликнулись чуваши со всех уголков Приангарья – из Иркутска и Ангарска, а также Аларского, Балаганского, Зиминского и Тайшетского районов. 126 делегатов с этих территорий собрались 23 декабря в клубе «Железнодорожник» на улице Профсоюзной в Иркутске. На историческом собрании был создан Иркутский областной Чувашский культурный центр «ЮЛТАШ», что в переводе с чувашского означает «товарищ».

Официально общественная организация была зарегистрирована 30 октября 1991 года. Её первым председателем стал Михаил Мефодьевич Романов.

В ноябре 1999 года председателем Чувашского культурного центра «ЮЛТАШ» был избран Александр Иванович Иванов. По его инициативе и при поддержке общего собрания было принято решение преобразовать организацию в общественную организацию «Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ». 11 мая 2011 года автономия была зарегистрирована.

С февраля 2005 по ноябрь 2006 года председателем автономии была Раиса Алексеевна Платонова, с ноября 2006 по июнь 2013 года – Иван Степанович Косов. С 1 июля 2013 года общественную организацию возглавляет Вероника Васильевна Тимофеева — юрист, подполковник таможенной службы в отставке. Уже будучи председателем национально-культурной автономии, окончила Иркутский областной колледж культуры по специальности «Социально-культурная деятельность (Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений)» и Чувашский государственный институт культуры и искусств по направлению «Народная художественная культура».

Вероника Тимофеева, председатель НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ», — о характере чувашских женщин

Региональные центры культуры

На территорию Иркутской области чуваши заезжали, в основном, тремя потоками. Первый – в начале ХХ века, по Столыпинской реформе. Второй, в 20-х годах, во время голода в поволжских регионах. Третий – в 50-х годах, связанный с безземельем в Центральной России и возможностью получить участок в хозяйствах восточных территориях страны, испытывающих огромный кадровый дефицит.

Впрочем, очень скоро в стране начался обратный процесс: кампания по укрупнению хозяйств. Сотни деревень Иркутской области были признаны бесперспективными, среди которых было немало чувашских. Они были упразднены, чуваши разъехались по Иркутской области и, как рассказывает председатель НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» Вероника Тимофеева, и во многих населенных пунктах региона образовались чувашские кварталы или улицы. Например, в селе Хомутово Иркутского района, куда переехало сразу несколько семей из I-Успенска Зиминского района. Или в городе Саянске, где, по словам Вероники Тимофеевой, больше половины населения — чуваши. Много чувашей живёт в Братске — на местном алюминиевом заводе в своё время был создан чувашский клуб, а при нём – чувашский ансамбль.

Образовательная программа Саварни. Фото Анны Диденко

На сегодняшний день в Иркутской области проживает, по оценкам Вероники Тимофеевой, порядка 15 тысяч чувашей (официально, по переписи 2010 года, – 4589 человек). Однако далеко не везде, даже в местах их проживания, в настоящее время существуют центры чувашской культуры. Это связано с тем, что, во-первых, многие чуваши не стремятся обозначать свою национальность, ссылаясь на то, что они не знают чувашский язык и не разбираются в народных традициях. Во-вторых, как и в любом деле, для создания культурного центра или какой-то другой подобной организации, необходимо наличие активистов, а они присутствуют в том или ином населенном пункте далеко не всегда.

В итоге, в Иркутской области работают 6 центров чувашской культуры.

  • В городе Зима — Центр Чувашской культуры «Пилеш» («Рябинушка») на базе местного ДК «Горизонт».
  • В поселке Коновалово Балаганского района – Центр чувашской культуры «Хурăнташ» («Родня»). Он объединяет чувашей, которые живут в поселках Коновалово и Заславский, а также в самом Балаганске.
  • В поселке Джогино Тайшетского района – Центр чувашской культуры «Хамар Ял» («Своя деревня», «Односельчанин»).
  • В деревне Тагна Заларинского района — Центр чувашской культуры «Хевел» («Солнце»).
  • В селе Новолетники Зиминского района — Центр чувашской культуры «Ентеш» («Земляк»).
  • В поселке Успенский-3й Зиминского района, на родине Вероники Тимофеевой, в 2021 году была создана Булгаро-чувашская национально-культурная автономия «Куҫтуй».

Также в поселке Успенский-3й работает ТОС «Вучах».

Совет автономии

Вероника Васильевна Тимофеева, председатель,

Светлана Сергеевна Люткевич, заместитель председателя,

Геннадий Семёнович Сорокин, руководитель комитета старейшин,

Светлана Николаевна Быкова, представитель местной общественной организации Булгаро-чувашская национальная культурная автономия «Куҫтуй», пос. Успенский-3й Зиминского района,

Вероника Ивановна Визе, представитель с. Джогино (Тайшетский район), заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Джогинская СОШ,

Елена Ивановна Вяткина, руководитель Центра чувашской культуры «Хамар Ял» (с. Джогино, Тайшетский район),

Валентина Михайловна Гаврилова, представитель села Самара (Зиминский район), заместитель председателя комитета по культуре Зиминского района,

Елена Михайловна Дельцова, представитель Центра чувашской культуры «Пилеш» (г. Зима),

Лариса Николаевна Карина, представитель г. Саянска,

Марина Павловна Матвеева, руководитель Центра чувашской культуры «Хевел» (д. Тагна, Заларинский район),

Нина Сергеевна Машутина, представитель Центра чувашской культуры «Ентеш» (село Новолетники, Зиминский район),

Татьяна Петровна Прокопчук, представитель Местной общественной организации Булгаро-чувашская национальная культурная автономия «Куҫтуй», пос. Успенский-3й Зиминского района, заведующая Домом досуга п. Успенский-3й,

Светлана Петровна Рудых, представитель с. Чекан (Жигаловский район), директор МКУК Чеканский культурно-информационный центр «Успех»,

Мария Николаевна Тимофеева, представитель с. Масляногорск, библиотекарь МКУК «Масляногорский КДЦ»,

Василий Александрович Фидиков, представитель Центра чувашской культуры «Пилеш» (г. Зима), директор ДК «Горизонт»,

Надежда Васильевна Фидикова, председатель Местной общественной организации Булгаро-чувашская национальная культурная автономия «Куҫтуй», представитель с. Масляногорск (Зиминский район), педагог МОУ Масляногорская СОШ,

Валентина Павловна Ягшимурадова, представитель Центра чувашской культуры «Ентеш» (село Новолетники, Зиминский район), руководитель семейного ансамбля «Юха Юра».

Праздники

Одно из важнейших направлений работы национально-культурной автономии чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» — это организация и проведение чувашских народных праздников на территории Иркутской области. По словам Вероники Тимофеевой, это помогает сохранить культуру и традиции своего народа, привить молодежи интерес к собственным корням. В Приангарье выработалась практика создания на территории региона одной, главной, локации для проведения каждого чувашского праздника. Безусловно, праздник может проводиться и на других площадках, но там он носит местный характер.

Вероника Тимофеева, председатель НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ», — о женском поясе кӗскӗ

В культуре чувашского народа – десятки праздников. В Иркутской области наибольшее распространение получили Акатуй и Чӳклеме вместе с фестивалем осеннего пива «Кӗр Сӑри». Также сейчас идёт активная работа над организацией и «раскруткой» праздника Уяв.  

Акатуй

Акатуй – «свадьба плуга и земли» – традиционный весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию, включающие обрядовые и торжественные ритуалы по случаю завершения посевных работ. Долгое время он являлся единственным чувашским праздником, который отмечался в Иркутской области. Происходило это в селе Новолетники Зиминского района усилиями руководителя местного чувашского культурного центра Валентины Павловны Ягшимурадовой.

Акатуй. Обряд «Последняя борозда». Фото Анны Диденко

Сейчас Акатуй вышел на новый качественный уровень. Он проводится ежегодно на территории Зиминского района в поселении Успенский-3й в Этнокультурном Центре Булгаро-чувашской культуры. В 2021 году в программу праздника входило проведение сразу нескольких масштбаных мероприятий: национального подворья «Ярмарка Акатуя», конкурсов: «Лучший творческий коллектив», «Лучший традиционный чувашский национальный костюм, авторская коллекция национальных костюмов», «Лучший сувенир Акатуя — 2021», «Лучший пивовар Акатуя – 2021». На спортивной площадке участники праздника состязались в беге в мешках, разбивании горшка, ходьбе на ходулях. Прошли турниры по гиревому спорту (паттăр) и национальной борьбе «Кĕрешӳ». 

Традиционный обряд Акатуя — «Ака пати» (Моление кашей). В последнюю борозду старейшие жители зарывают несколько ложек каши, сыр и вареные яйца с молитвой о ниспослании хорошего урожая.

Символ Акатуя — Петух. Фото Сергея Сидорова

Символом Акатуя является петух. Чуваши зовут его Автан.

— Петух у нас непростой, — рассказывает НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» Вероника Тимофеева. — Чувашский петух несет яйца. И если это яйцо высидеть, из него появляется сказочное существо Куйкараш. Появление Куйкараша может произойти только в богатой, благополучной семье. Куйкараш делает в доме всю работу. Соответственно, хозяйка с хозяином бездельничают. Работящая семья превращается в лентяев, но они не хотят быть лентяями, и поэтому стремятся избавиться от Куйкараша. На этот случай у чувашей предусмотрены специальные слова. Они говорят: «Куйкараш, сделай белое — черным, а черное — белым». Он не может сделать, понимает, что его выгоняют из дома, плачет и уходит.

А ещё у петуха есть волшебный маленький плуг. Если этим плугом начать пахать землю, он обязательно приведет к кладу.

Акатуй. Обряд Ака Пати. Фото Анны Диденко

Петух, яйцо с Куйкарашем, плуг – всё это стало в настоящее время сувенирной продукцией, которая предлагаются туристам, приезжающим в Зиминский район на Акатуй. За достаточно короткое время, рассказывает Вероника Тимофеева, этот чувашский праздник стал основой для туристического маршрута, который пользуется неизменно популярностью.

Чӳклеме

Чÿклеме — праздник нового урожая. Обычно его проводит в середине октября, когда все действия, связанные со сбором урожая, завершаются и начинает идти первый снег. Но в Иркутской области, в связи с тем, что на праздник приходит много зрителей, проводятся концерт и театрализованная постановка, праздник перенесли на август – период, когда на улице стоит хорошая погода.

Исторически на Чÿклеме всегда приглашались родственники, друзья и знакомые. Они приносили из дома свое пиво, сваренное из нового солода, немного муки и крупы, которые смешивали в общих котлах, молились, садились за стол и угощались, а, уходя домой, забирали из общего котла муку и уносили к себе домой. Ни одна хозяйка не начинала печь хлеб из муки нового урожая, пока не проведет обряд благодарения земле.

Чувашские народные игры. Фото Анны Диденко

В Иркутской области праздник Чÿклеме был возрожден усилиями активистов Национально-культурной автономии «Юлташ» сначала на территории Зиминского района. Затем было принято решение перевести Чÿклеме в Заларинской район, в село Тагна, где работает Центр чувашской культуры «Хевел».

В Заларинском районе при активной поддержке мэра территории Владимира Самойловича и председателя районного Комитета культуры Любови Васильченко праздник Чÿклеме вышел на совершенно новый уровень. Он стал частью туристического маршрута «Заларинское кольцо», одновременно с Чÿклеме в Тагне проходит фестиваль пива «Кӗр Сӑри», куда съезжаются пивовары из Зиминского, Заларинского и Тайшетского районов.  

Символ праздника Чÿклеме, ставший основой для изготовления целой линейки сувенирной продукции, – пивная бочка.

Вероника Тимофеева обращает внимание, что фестиваль Чÿклеме изменил жизнь маленькой Тагны, давно уже ведущей борьбу за свое существование. Поселок стал центром туризма, здесь стали появляться новые объекты – был построен детский сад, большая беседка-павильон специально для проведения праздника. Власти района совместно с Национально-культурной автономии «Юлташ» взялись за возрождение посёлка. Мэр Заларинского района Владимир Самойлович полон решимости развивать Тагну и далее.

В 2020 году праздники Акатуй и Чÿклеме были объединены в Заларинском районе в единый проект, который так и назывался: фестиваль От Акатуя до Чÿклеме. «Мы просто ездили по деревням и собирали в Домах культуры, на других площадках активных, заинтересованных людей, — рассказывает Вероника Тимофеева. — Они представляли своё творчество, национальную кухню. В проекте участвовали не только чуваши, но и голендры, белорусы, буряты. Потом в течение месяца весь собранный материал монтировался в один большой онлайн проект, объединивший национальную кухню, местные арт-объекты, выставки мастеров народного промысла, выступления народных коллективов».

Уяв

«Уяв» – праздник чувашской культуры, народных традиций и обычаев. Он завершал конец весенних полевых работ и длился до начала летней страды.  В основе праздника лежат молодежные игры и хороводы, общение, единение чувашского народа на основе исторических традиций, обращение к силам природы с просьбой обильного дождя, богатого урожая. Смысл праздника в том, что перед тяжелой и долгой работой, надо хорошо отдохнуть. Считалось, что чем больше песен исполнялось на хороводах и чем громче их пели, тем легче будут проходить летние полевые работы.

В Иркутской области традиций празднования праздника Уяв нет. Сейчас идёт разработка программы этого праздника на базе Булгаро-Чувашской автономии в Успенском-3, в дальнейшем будет рассматриваться вопрос о возможности проведения этого праздника в других заинтересованных районах Иркутской области.

Зимние праздники

Годовой цикл обрядности у чувашей начинается с зимнего праздника Сурхури (овечья нога). Он совпадает по времени с христианским праздником Рождества (Раштав) и продолжается до крещения (Кашарни). На Сурхури проводятся гадания, а также – обряды обращения к силам природы для увеличения приплода овец и других сельскохозяйственных животных.

Зимний цикл завершается праздником Çăварни (Масленица), знаменовавший наступление весенних сил в природе. На празднике было принято печь блины, кататься на санях вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели чуваши сжигали чучело «старухи çăварни» («çăварни карчăкe»).

Немалую популярность среди чувашей имеет праздник «Ларма». Это посиделки, которые устраиваются в дни зимнего солнцестояния.

В настоящий момент в Иркутской области эти праздники отмечаются лишь в пределах одного поселения или вообще внутри одной семьи. В планах Национально-культурной автономии «Юлташ» — разработать программу этих праздников на базе одного из культурных центров в масштабах всего региона.

Проекты

Всероссийский Акатуй на Байкале

В 2017 году в Иркутской области было реализован крупный этнокультурный проект: Всероссийский Акатуй на Байкале, который принимал музей деревянного зодчества «Тальцы».

На мероприятии присутствовали чуваши из разных регионов России, в том числе президент межрегиональной общественной организации «Чувашский национальный конгресс» Николай Угаслов и министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Константин Яковлев.

Была организована выставка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества, проходили выступления хоровых коллективов, эстрадных певцов, сказителей. Кульминацией Акатуя стал общий русский и чувашский обрядовый хоровод: в тот же день, 4 июня, в Тальцах отмечали День святой Троицы, и праздники отлично дополнили друг друга. Для жителей Иркутска был организован День чувашской культуры, который проводился возле стадиона «Труд».

Акатуй. Чувашские народные игры. Фото Анны Диденко

В результате, Акатуй на Байкале-2017 вошел в список финалистов регионального конкурса национальной премии Russian Event Awards Сибири и Дальнего Востока.

«В 2017 году у нас, конечно, был большой прорыв, — подвела итог мероприятиям Вероника Тимофеева. – С этого момента чувашская культура понемногу пошла в народ».

Курсы чувашского языка для школьников

В 2015 году в поселковой школе Масляногорска Зиминского района были открыты факультативные занятия «Истоки чувашского народа», где школьники изучают чувашский язык, а также чувашскую историю и культуру. Через некоторое время аналогичные программы обучения захотели ввести в Тайшетском районе, в средней школе села Джогино. Чтобы иметь возможность преподавать чувашский язык, педагоги в 2015-2016 годах учились в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я.Яковлева., где получили соответствующие сертификаты на образовательную деятельность по этой программе.

В настоящее время занятия проводятся в школах Масляногорска и Джогино.

В рамках этого проекта дополнительно проходят несколько мероприятий: неделя чувашского языка, дни чувашского языка. Разрабатывается специальная программа, чтобы в местах компактного проживания чуваши имели возможность разговаривать на родном языке.

Фестиваль чувашской песни «Халӑх чун-юрри»

Фестиваль Чувашской песни «Халӑх чун-юрри» («Песня-душа народа») – это большая музыкальная площадка для любителей чувашской песни и танца. Последний на сегодняшний день фестиваль под девизом «Поднялся сам, вспомни о своих предках» прошёл в апреле 2021 года в селе Самара Зиминского района. Он объединил сразу несколько событий: V песенный фестиваль чувашских хоровых коллективов «Халӑх чун- юрри» («Песня-душа народа»), VI фестиваль детской чувашской песни «Туслăх хĕлхеме» (Искорка дружбы), XI фестиваль эстрадной чувашской песни «Кĕмĕл Сасă» (Серебряный голос). Впервые прошёл I областной конкурс устного народного творчества «Юрась — великий сказитель».

Мастерская «Народные истоки»

Проект направлен на развитие в Иркутской области чувашской вышивки. «Когда мы стали проводить наши национальные праздники, оказалось, что мы не можем представить на них чувашский народный промысел, поскольку он у нас в регионе давно потерян, — говорит Вероника Тимофеева. — И чтобы показать, например, чувашскую вышивку, её нужно было возродить. А для этого нужны мастера. Их у нас тоже не было. Поэтому мы в 2020 году написали проект, нам выделили финансирование, благодаря которому мы смогли пригласить мастеров из Чувашии».

Вероника Тимофеева, председатель НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ», — о женском чувашском головном уборе масмак

Мастера провели в Иркутской области несколько занятий для любителей чувашской вышивки. Те, кто изъявил желание обучаться дальше, были направлены в Чувашский институт культуры и искусств на факультет народного промысла. Там они получили второе высшее образование, вернулись с соответствующими сертификатами и теперь преподают чувашскую вышивку в местах компактного проживания чувашей, в учебных заведениях.

В Заларинском районе мастера чувашской вышивки начали изготовление сувенирной продукции.

Первая профессиональная постановка чувашского танца

Ещё один проект по возрождению народного творчества будет реализован Национально-культурной автономией «Юлташ» в мае 2022 года. Из Чувашии в Иркутскую область приедут фольклорист и хормейстер для проведения курсов по чувашским танцам.

«В Иркутской области нет каких-либо знаний по чувашской хореографии, — рассказывает историю возникновения проекта председатель автономии Вероника Тимофеева. — Я разговаривала с хореографами, спрашивала: а почему так? Мне отвечали: спроса никогда не было. В итоге, выяснилось, что хореографам в Иркутской области достаточно сложно ставить постановки по чувашским танцам, так как они имеют специфику, которую необходимо получить от профессиональных педагогов, владеющих этими знаниями.

Педагоги из Чувашии проведут в Иркутске двухдневные курсы для хореографов и студентов хореографических отделений местных колледжей. Аналогичные курсы будут проведены в Заларинском районе. Таким образом, в регионе будут подготовлены хореографов, которые смогут заняться возрождением чувашских танцев.

В завершении проекта специалисты из Чувашии переедут в Зиму, где на базе творческих коллективов, работающих в ДК «Горизонт», впервые в Иркутской области поставят на профессиональном уровне чувашский танец.

Бичуринские чтения

Никита Бичурин – знаменитый чувашский ученый, востоковед, путешественник, писатель. В XVIII веке он принял монашество. В сане архимандрита стал настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и первым ректором Иркутской духовной семинарии.

С 2019 года в Иркутске проходят Бичуринские чтения. На них обсуждаются вопросы культуры чувашского народа, их истории, семейных традиций. В работе конференции традиционно принимают участие краеведы, учёные, преподаватели, журналисты, школьники и студенты, просто любители истории и культуры.

Творческие коллективы

  • Деревня Тагна, Заларинский район: фольклорный народный чувашский ансамбль «Куккук», детский чувашский ансамбль «Хевел».
  • Село Новолетники, Зиминский район: чувашский народный ансамбль «Йамра», семейный ансамбль «Юхтар Юра».
  • Посёлок Успенский-3, Зиминский район: чувашский ансамбль «Телей», детский чувашский ансамбль «Юррай», семейный дуэт «Сестра Белоквы».
  • Село Масляногорск, Зиминский район: чувашский ансамбль «Шусемпи».
  • Село Джогино, Тайшетский район: чувашский ансамбль «Шур чечек», детский чувашский ансамбль «Хевел».
  • Село Коновалово, Балаганский район: семейный ансамбль «Сильби», детская вокальная группа «Камал».
  • Село Заславск, Балаганский район: чувашский ансамбль «Ялав».
Вероника Тимофеева, председатель НКА чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ», — о головных уборах тухья и хушпу

Народный ансамбль «Йамра» является старейшим чувашским творческим коллективом в Иркутской области. Он был основан в 1971 году учителем Антониной Николаевной Журавлевой. Она родилась и выросла в Чувашии, приехала в Иркутскую область по распределению после окончания педагогического училища в 1951 году. Основой репертуара созданного ей ансамбля стали песни, которые она помнила еще с детства.

Перспективы

Последнее время Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» всё чаще формирует информационную повестку региона. «Если десять лет назад в нашей организации было два-три активиста, которые пытались как-то обозначить работу, то сейчас их — около 20, — говорит председатель автономии Вероника Тимофеева. – Это огромная сила, которая способна продвигать чувашскую культуру, успешно продолжать то, что мы начали».

А продолжать, на самом деле, есть что: это проекты по возрождению культурных, фольклорных, ремесленных традиций чувашского народа; это развитие на базе чувашских культурных центров современной туристической инфраструктуры; это разработка и реконструкция чувашских народных праздников, а также продвижение проектов по изучению родного языка в местах компактного проживания чувашей в Иркутской области.

Есть у Национально-культурной автономии и совершенно конкретные проекты.

Один из таких проектов – создание в деревне Успенск-3 Зиминского района этнографического музея под открытым небом. «Там будут жить люди и занимаются традиционным промыслом, — рассказывает идею проекта Вероника Тимофеева. – Они будут встречать гостей народными обрядами, этнической кухней. В деревне будут работать мастерские, где гости смогут попробовать свои силы в народных промыслах. Очень многим, думаю, будет интересен процесс приготовления нашего пива. Есть говорить в целом — это должна быть настоящая чувашская деревня, которая сможет представить чувашскую культуру во всех её проявлениях».

Акатуй и его символ Петух. Фото Анны Диденко

В селе Новолетники Зиминского района, которое располагается в живописном месте на реке Ока, можно создать очень интересный туристический объект. Для тех, кто сплавляется по реке, открыть гостиницу или палаточный лагерь, где гостей будут знакомить с чувашской кухней и чувашскими традициями. Также здесь можно проводить чувашские праздники, связанные с водой, природой, землёй, которые будут интересны туристам.

Ещё один проект – создание в деревне Тагна Музея пива, где будет представлен процесс приготовления этого напитка по старинным чувашским традициям. Учитывая постоянную поддержку местного чувашского культурного центра со стороны администрации Заларинского района, это проект вполне можно реализовать в ближайшее время.

Интересные факты

  • В селе Новолетники есть культовое место чувашей. Это три вековые ветлы, которые первые переселенцы перевезли с родных мест в теплушках вагонов и высадили на новом месте. Деревья живы до сих пор. Они символизируют выносливость народа, пустившего крепкие корни в сибирской земле.
  • Джогино — первое чувашское село, в котором установлен Священный столб. Чуваши называют его Ичÿк — место поклонения Творцу (Тура) и силам природы. Оформление чувашского резного столба — это знаковая система в виде узлов и сплетений, служивших в целях защиты и символизировавших различные аспекты отношений и мироздания.
  • В 2014 и 2016 годах Национально-культурная автономия чувашей Иркутской области «ЮЛТАШ» была признана лучшим национально-культурным центром города Иркутска.

Контакты

8(914)9041304

[email protected]

Предыдущая статьяПочти 570 тонн угля отгрузят из Иркутской области в апреле 2022 года
Следующая статьяВ Боханском районе провели Абсолютное первенство по бурятской борьбе