Билигма Казанцева приехала на Фестиваль ремесел Прибайкалья из Агинского Бурятского округа. До этой поездки она никогда не бывала в Иркутской области. К мероприятию художник декоративно-прикладного искусства, преподаватель изобразительного искусства готовилась особо — читала книги, изучала культуру и традицию местности, где ей предстояло побывать.
«Несомненно, у бурят, которые живут по разные стороны Байкала, общий культурный код, но есть и отличия. Часто они заметны только ремесленникам, людям, погруженным в исторический материал, но знать и правильно передавать, например, нюансы орнамента очень важно, поэтому мне хотелось приехать в Иркутскую область подготовленной», — говорит Билигма Казанцева.
На Фестивале ремесел Билигма Базаржаповна представила кукол. Они у нее получаются особенными: платье, головной убор, украшения — весь облик бурятских красавиц передает особенности костюма разных регионов. Так детально прорабатывать изделие Билигме Казанцевой помогает владение разными техниками. Она умеет работать с шерстью, конским волосом, шить, а главная специализация этого мастера — резьба по дереву.
Билигма Базаржаповна, с чего начался ваш профессиональный путь?
Мои родители, а также старшее поколение семьи, были людьми творческими. Бабушка, например, работала над вещами в национальном стиле. У родителей было десять детей, и мама обшивала нас всех, отец хорошо работал с деревом, металлом. Братья мастеровиты в отца. С деревом всегда любила работать и я. Родители старались привить нам любовь к творчеству, мама покупала альбомы об искусстве, очень мне нравилось их изучать. В детстве хорошо запомнила эмоции, которые испытала когда сама сделала аппликацию с бабочками, божьей коровкой. Возможно, тогда и поняла, какое счастье может дарить творчество.
Многое дала мне и школа, уроки технологии, которые вела Долгоржаб Дармаевна — человек преданный своей профессии, умеющий вовлечь и увлечь учениц в любой творческий процесс. Под ее руководством мы шили, вязали, плели. Это были 90-е годы, и в школе на ярмарках продавали наши изделия, кроме умений и навыков мы получали возможность заработать. Ручной труд был востребован. Очень многому мы научились у Долгоржаб Дармаевны, но главное — она показала нам, что значит любить труд.
Творчеством я увлекалась с детства, поэтому и выбрала такой путь. Окончила Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Во время учебы занималась в мастерских резьбы по дереву у Геннадия Георгиевича Васильева и ручного ткачества из конского волоса у Баирмы Дамбиевны Дамбиевой. А сейчас я сама преподаватель, работаю в Агинском педагогическом колледже и в гимназии, преподаю изобразительное искусство.
Расскажите о вашей творческой мечте?
Очень хочется, чтобы сутки были длиннее. Творчество отнимает много времени, если работать серьезно. Вот, например, хочется заняться живописью, взять темы из истории своего народа. Но этим материалом нужно постоянно подпитываться, изучать новое, чтобы работать не на пустом месте. А если бы вы знали, как хочется вернуться к резьбе по дереву! Недавно вырезала из дерева сувенирный хуур (музыкальный инструмент. Прим. редактора), давное не занималась резьбой, было приятно работать с материалом. Хочется больше времени чтобы погрузиться в творчество.
Что для вас в таком случае ремесло?
Ремесло — это желание сделать что-то самостоятельно, своими руками. Без этого порыва ничего не получится. В колледже, в школе я вижу много талантливых детей, интересных личностей с задатками творца, способностями. Но желания мало, чтобы достичь успеха нужен труд. Так что ремесло — это сочетание желания что-то делать и ежедневной, кропотливой работы.
Вы побывали на Фестивале ремесел. Что вы думаете об этом мероприятии, о создании ремесленного кластера?
Таланта, как я уже сказала, для успешной работы бывает мало. Требуется хорошая база, постоянное обучение, а также поддержка на всех уровнях. Большая радость, что мастерам сейчас государство оказывает помощь. Нам ведь необходимо общаться, ездить в другие регионы страны, перенимать опыт. Появление кластера ремесленника поможет в решении этих задач.
Впервые побывала в Иркутской области, с большим интересом изучила изделия мастеров Усть-Ордынского Бурятского округа. Нюансов много. Например, есть особенности в обработке шерсти, использовании орнаментов, в оформлении одежды, сундуков. Заметила я особенности в характере, менталитете людей, на который, как мне кажется, влияет даже природа. Региональных особенностей много, но и общего у нас, соседей, предостаточно. Это важно знать и использовать в работах. Во время фестиваля я сделала куклу в костюме иркутских бурят, ее я подарила организаторам мероприятия.Пусть приносит удачу.
Награды: Обладатель диплома I степени Международной выставки «Алтаргана — 2006», диплома за I место краевой выставки «Забайкальский сувенир», а также других наград выставок и конкурсов.
Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводит АНО «Байкал» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Возрастное ограничение 0+