Фото: паблик Макара Тоболаева

Название: Тофалары. Самый малочисленный народ Иркутской области, его численность по переписи 2021 года составляет 719 человек. Тофалария входит в состав территории современного Нижнеудинского района.   

История: Самый малочисленный народ Иркутской области прочно обосновался в таежной, гористой местности. В соседях у тофаларов значатся тувинцы, красноярцы и окинские буряты. До прихода советской власти в этих краях было принято вести кочевой образ жизни. Территория тайги, которую заселяли тофалары, делилась между ними на северо-западную, центральную и юго-восточную части. В этих частях жили представители разных тофаларских родов. Кстати, благодаря названию одного из них — кара-hааш появилось слово карагасы, что можно перевести на русский язык как «черные гуси». Вплоть до 1934 тофаларов в официальных источниках называли карагасами, а местность именовалась Карагасией. Затем она была переименована в Тофаларию, а местных жителей начали именовать тофаларами.

В 1927 году, когда начался переход на оседлость, было построено три населенных пункта: Нерха, Верхняя Гутара и Алыгджер. Туда перебрались представители этих трех кочевых групп.

Советская власть поддерживала разведение оленеводства. Это сейчас, когда внушительное оленье стадо сохранилось только в Алыгджере, традиции этого сельскохозяйственной отрасли практически утеряны, а раньше обращаться с этими животными здесь умели многие.

Утерян во многом и язык. Возродить его пытаются местные активисты. Макар Васильевич Тоболаев, директор муниципального казенного учреждения культуры из Нерхи, многое делает для того, чтобы местные жители не забыли звучание языка предков.

«Моя бабушка еще свободно могла говорить на родном языке, а вот родители, воспитанные при советской власти, его забыли. Сейчас мы пытаемся язык возродить. Есть занятия в детском саду. А при клубе, который я возглавляю, работает коллектив тофаларской народной песни «Черлик». Собираем материал у старожилов, переводим материал. В коллективе в основном люди старшего возраста, но у них хватает желания и энергии развиваться, увлекать молодежь, которая у нас, вопреки распространенному мнению, хватает», — рассказывает Макар Тоболаев.

Макар Васильевич, как и многие его ровесники — молодые мужчины пробовал жить в городе, но вернулся при первой же возможности — как только предложили стабильную работу. А многие, говорит Макар Тоболаев, возвращаются, даже не имея никаких карьерных перспектив. Такова сила притяжения родной земли, особого уклада жизни, который возможен только при полной автономности и удаленности от больших городов.

Электричество в Нерхе появляется благодаря генератору, привычные горожанам продукты завозят вертолетом, а основное пропитание многие добывают в тайге. Дикое мясо, травы, пушнина — лес, как и сотни лет назад продолжает кормить местных жителей. Создано несколько охотничьих семейных общин, имеющих свои угодья. Уходить в тайгу на несколько месяцев здесь — привычное дело.

Культура и праздники: Два основных праздника, которые в Тофаларии стремятся проводить ежегодно — это День Тофаларии и «Аргамчи-Ыры» (арканные игры). В Иркутске есть фестиваль «Северный Аргиш», тофалары активно участвуют и в международном фестивале «Сокровища Севера», который проходит в Москве на ВДНХ.    

Особенно много молодежи собирается в Тофаларии летом. Отдохнуть от города на малой родине приезжают студенты, молодые семьи, есть и туристы, которые добираются в таежный край на вертолетах. Все больше людей собирает праздник «Аргамчи-Ыры». По словам местных жителей, мероприятие возникло в начале 90-х. Группа исследователей собирала материал для книги, узнавая у старожилов сказки, песни, обряды. Выяснилось, что раньше в Тофаларии летом проводили большое собрание Суглан. Во время этого мероприятия было принято организовывать состязания, присматривать невест. В 1991 году было решено организовать «Аргамчи-Ыры». Праздник включал в себя и старинные соревнования, например, в мастерстве закидывания аркана, и фольклорные выступления. Первые годы Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха принимали «Аргамчи-Ыры» по очереди. Но потом возникли проблемы с финансированием, и мероприятие проводили нерегулярно, каждый в своем населенном пункте. Возрождение общего для Тофаларии большого праздника «Аргамчи-Ыры» произошло несколько лет назад. В 2023 году мероприятие приняла Верхняя Гутара. Прошел конкурс чумов, презентация национальной кухни, на празднике даже выбрали самого ловкого богатыря-мэргэна.

«Мы стараемся сделать все, чтобы национальная культура не пропала. Проблем, понятно, не счесть. У нас в сельском клубе, например, нет даже специалиста по этнокультуре. Но несмотря на это ведем кружки, делаем сувениры из бисера, меха, кожи — наших традиционных материалов. Конечно, тофаларов у которых бы не было в родстве представителей других национальностей, практически не осталось. Но это не так уж и важно. Все, кто живет в Тофаларии любят этот край и стремятся сделать все, чтобы наш нетронутый уголок природы сохранился для будущих поколений», — говорит Макар Тоболаев.

Помощь Центра культуры коренных народов Прибайкалья      

В Иркутске работает ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья». В этом государственном бюджетном учреждении многое делается для того, чтобы помочь сохранить культуру бурят, эвенков и тофаларов. О своей работе в Тофаларии рассказала ведущий методист отдела традиционной культуры и культурно-массовой деятельности Оксана Булгатова.

«В 2023 году сотрудники Центра трижды побывали в Тофаларии. Посетили все поселки. Эти экспедиции были организованы для сбора объектов нематериального культурного наследия. Поездки были успешными. Собрали старинные песни, стали свидетелями праздника «Аргамчи-Ыры», узнали об особенностях тофаларского календаря. Жизнь тофаларов всегда была подчинена законам природы. Нужно многое знать и уметь, чтобы выжить. Например, вовремя собрать кору для чума. Все эти периоды хозяйствования отражены в календаре.

Удивил праздник «Аргамчи-Ыры». В 2023 году он прошел в поселке Верхняя Гутара. А в 2024 году его планируют провести в Нерхе. Директор клуба Макар Тоболаев уже начал, насколько мне известно, готовиться к этому мероприятию. Ведь людей приезжает много: нужно решить вопрос со сценой, обновить репертуар и костюмы.

За время поездок меня удивило, что в Тофаларии так много неравнодушных людей. Язык там почти забыт, но есть люди, которые его возрождают. В учебных планах только один час для занятий родным языком, но его стараются использовать по максимуму. А педагог Валентина Геннадьевна Белоусова организовала в Нерхе при школе краеведческий музей, люди приносят туда старинные предметы быта. Вот так, буквально по крупицам, идет работа по возрождению культуры. И итоги уже есть, в той же Нерхе, например, возродили танец «Восьмерочка».

Тофалары шаманисты, до сих пор проводят обряды на родовых местах, в тайге. В их песнях отражена любовь к природе, ко всему живому. Мы постарались собрать песни, обряды, чтобы это наследие сохранилось без искажений. В 2024 году работа будет продолжена», — говорит Оксана Булгатова.      

Уникальный календарь: Интерес представляет богатая культура тофаларов. Приведем, как пример, их уникальный календарь. Вся жизнь этого народа до сих пор зависит от природных циклов. В основе 13-месячного календаря смена сезонов и хозяйственной деятельности. Вот как член географического общества Юлий Штубендорф записал материал из уст тофаларов в первой половине XIX века:

Шомрай (примерно – от 7 мая по 4 июня) от слова шомръ обозначает мелкую траву.

Дозарай (от 7 июня по 2 июля). Дозоръ — это кора; время, когда снимается березовая кора, береста для летних юрт.

Айкыслай (со 2 по 30 июля). Ай – сарана, кыселъ — красно. Время, когда цветет сарана.

Айнарай (с 30 июля по 27 августа). Наръ — копать; время, когда копается сарана.

Эптынхай (с 27 августа по 24 сентября). Эптынъ — большой молоток, которым колотят кедровник, благодаря этому падают вниз созревшие шишки с орехами.

Джаррытерай (с 24 сентября по 28 октября). Джаръ — бык оленя, ыттеръ — бегать. Время, когда олени бегают.

Кыштерай (с 22 октября по 19 ноября). Кышъ — соболь, теръ — ловить; время, когда начинается соболий промысел.

Ырглерай (с 19 ноября по 17 декабря). Ырглеръ — дневка. Из-за коротких дней дневки продолжительны.

Соогай (с 17 декабря по 15 января). Соогъ — мороз; время морозов.

Уллуссоогай (с 15 января по 12 февраля). Улуссъ — большой; время самых сильных морозов.

Хругоогъ (с 12 февраля по 12 марта) можно перевести как «гнать зверя на лыжах». В это время по снегу рыхлому, глубокому промышляют на лыжах изюбря и лосей.

Торбытай (с 12 марта по 9 апреля) – в это время снег становится вязким.

Ытталларай (с 9 апреля по 7 мая) — собаками зверя гнать. В это время промышляют зверя с помощью собак по осевшему снегу, насту, который ночью на поверхности замерзает, лоси и изюбри в нем вязнут.

Как добраться: В Тофаларию летает вертолет. Билеты субсидирует государство, и они являются доступными по цене. Но в расписании указан лишь один рейс в неделю. Причем на деле рейсов еще меньше. Погода в горной местности меняется быстро и часто непригодна для перелета. Местные жители даже составляют очередь на полеты.

Зимой доехать до поселков можно по зимнику. Дорога тяжела, преодолеть ее сможет не каждый автомобиль.

Контакты:  

Муниципальное казенное учреждение культуры Нерхинского муниципального образования: +79041111395. E-mail: [email protected]

Центр культуры коренных народов Прибайкалья: +73952380140. E-mail:[email protected]

В материале использована информация муниципального казенного учреждения культуры Нерхинского муниципального образования, фотографии Макара Тоболаева и Оксаны Булгатовой.

Возрастное ограничение 6+

Проект «Энциклопедия национально-культурных объединений Иркутской области» реализуется при поддержке правительства Иркутской области

Предыдущая статьяБойцы студенческих отрядов Иркутской области просят учредить региональную награду для студотрядов
Следующая статьяВетеран СВО создал в Черемхово кадетско-казачий класс