Павел Павлов – народный мастер по резьбе по дереву из Республики Бурятия, член Союза художников России. Вместе со своей женой Аллой Сандановной, он – постоянный участник и лауреат различных всероссийских выставок художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Зимняя сказка», «Ладья», «Сокровища Севера», лауреат международных бурятских национальных фестивалей «Алтаргана-2008» и «Алтаргана-2021» в поселке Агинское (золотая медаль), обладатель Почетной грамоты города Улан-Удэ, серебряный призер первого международного форума «Сельский туризм России». Во Всероссийском конкурсе в сфере арктических сувениров и промыслов (Москва, 2022 г.) занял третье место. И это лишь немногие титулы и достижения Павла Владимировича.

Путь в народные художественные промыслы был для мастера непростым. Он вспоминает, как окончив колледж по специальности «мебельное производство», долгое время не знал, чем заняться, как применить свои знания. Потом брат позвал его работать на реставрацию дацанов. Первым объектом стал легендарный Цугольский дацан – одно из сильнейших буддистских мест России.

«Там я начал вырезать по дереву, — рассказывает Павел Павлов. – Тогда же я освоил изготовление минеральных красок из камней. Процесс непростой. Камни долбили, перетирали. Из сарлыка варили натуральный клей. Смешивали эти ингредиенты в определенной пропорции и получившимися красками делали роспись дацанов. Можно сказать, что мой творческий путь начался с реставрации дацанов».

Сам он считает, что все это произошло не случайно. Его отцы и деды были потомственными мастерами – дарханами. Их талант передался Павлу Павлову по наследству. Однако он посчитал, что одних родовых навыков недостаточно, необходимо профессиональное образование. Окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища № 1, Восточно-Сибирский государственный институт культуры. 

Одними из самых ярких и запоминающихся работ Павел Павлов считает деревянные резные изделия, посвященные ритуальному танцу Цам. На некоторые буддистские праздники его исполняют ламы в определенных масках. Каждая маска имеет свое название и смысл. В 2000 году Павлов сделал первое изделие – «Очирвани». В 2022 году – «Ямантаки». Эта работа победила в республиканском конкурсе «Уран Дархан» 2022 года. «Персонажей «Мистерии Цам» много, — говорит мастер. – Есть желание сделать и других героев. Такие работы придают мне особую внутреннюю силу».

Для изготовления деревянных работ Павел Владимирович предпочитает использовать кедр. Он мягкий, податливый, годичные слои не выступают на структуре дерева, как, например, у сосны.

«Обычно работаю по вдохновению, — говорит мастер. — Сначала что-то приходит в голову – начинаешь обдумывать, размышлять, как эту идею оформить в готовое изделие. Сначала делаю модель из пластилина. Смотрю, где необходимо что-то исправить, изменить. В пластилине корректировки возможны, а в дереве уже нет. После того, как модель приобретает нужные очертания, воплощаю эту форму в дереве».

Ещё одним заметным проектом мастера стало создание первой в мире почтовой марки из рога яка. Над ней Павел Владимирович работал вместе со своей супругой, Аллой Сандановой. Он вырезал марку, она – расписывала красками. На марке изображен герой бурятского эпоса «Гэсэр». Марка была изготовлена в 2023 году для проекта «Почтовое приключение», поддержанное Русским географическим обществом. Вес марки – около 7 грамм, толщина — 2 мм, размер – 40 x 50 мм.

«Изготовить почтовую марку из кости было, конечно, непросто, — рассказывает мастер. – Это одна из самых необычных моих работ. Но – это разовая история. А основное свое время я уделяю творчеству и работе над сувенирной продукцией».

Уникальную линейку сувенирных изделий супруги Павловы создают уже много лет. В ней – браслеты, ручки, серьги, свистульки, наперстки из рога, колокольчики. Все это пользуется огромным спросом, практически все изделия мастер делают под заказ. Причем, рассказывает мастер, заказы идут не только из Бурятии, Иркутской области или Забайкалья, но и из отдаленных регионов. «Есть много территорий, где навыки традиционных художественных промыслов утеряны, — рассказывает Павел Павлов. – Но сейчас к народному творчеству постепенно возрождается интерес – в том числе и благодаря таким мероприятиям как Фестиваль ремесел Прибайкалья. Уверен, что со временем народные промыслы будут развиваться, а изделия ручной работы будут все более и более востребованы».

Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного бренда» проводит АНО «Байкал» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. 

Возрастное ограничение 0+

Фото и видео Ольга Хинданова, «Своё кино»

Предыдущая статьяБорцы и лучники УОБО успешно выступили за Усть-Ордынский дацан в Бурятии
Следующая статья33-летняя пассажирка иномарки погибла в ДТП в Аларском районе Иркутской области