Как в сибирской глубинке культуру предков сохраняют потомки голландцев голендры

Название: Голендры 

История

Кто такие голендры? Лет 30 назад представители этой национальности уверенно бы ответили, что принадлежат к потомкам немцев, а в Сибири оказались около ста лет назад по Столыпинской реформе. Переехали из Волыни — территории на границе современной Украины, Беларуси и Польши. Построили дома в Заларинском районе и осели в сибирской тайге на долгие годы. Впрочем, несколько десятилетий назад о своей идентичности голендры особо не задумывались. Жили как привыкли их предки. И только в начале 90-х благодаря, в первую очередь, инициативе таких активистов как первый председатель Законодательного собрания Иркутской области, выходец из Заларинского района Иван Зелент и директор Заларинского краеведческого музея Галина Макагон, людям стали открываться тайны их происхождения. 

Голендры в Заларинском районе живут в трех населенных пунктах: Пихтинске, Среднем Пихтинске и Дагнике. Больше ста лет назад в эти края на разведку приехали мужчины из нескольких семей. В Волыни голендры жили дружно, но скученно, земли не хватало. В начале ХХ века территория Волыни уже относилась к Российской империи, а когда-то принадлежала Польше. Есть несколько версий, почему голендры обосновались именно там. По одной из них, история корнями уходит в Голландию XVI века, во времена противостояния католиков и протестантов. Война вынудила несколько тысяч беженцев — протестантов искать убежище в католической Польше. Беглецам в аренду дали земли на Волыни — вдоль Западного Буга.

«Наши предки были отличные мастера, все умели делать руками. Селились семьями, дома строили большие, поэтому со временем земли на Волыни стало не хватать. Мужчины были вынуждены подолгу быть на заработках. Жили тяжело. Многие решили воспользоваться предложением Столыпинской реформы. Мужчины, которые первыми уехали в далекую Сибирь, вернулись и сказали, что жить можно хорошо, земли много, дают отличные подъемные. Около двухсот человек решили покинуть обжитую Волынь и по железной дороге выехали за сотни километров, в Иркутскую губернию», — говорит Нина Васильевна Кунц, заведующая музеем в Пихтинске.

Пасхальные традиции голендров

С собой голендры привезли предметы быта, одежду, а главное старинные книги. Издания набраны готическим шрифтом, но написаны на польском языке. Книги божественных песен «ксёнжки», «Быблии», «мудлитэвники» и «Казане» (проповеди) сохранились до наших дней. По ним голендры молятся до сих пор.

«Когда наши предки приехали в Сибирь, то на станции Тыреть многих из них записали как немцев. Тогда, в начале XX века, у немцев в России была железная репутация, их оценивали как людей трудолюбивых, аккуратных. Вот и наши деды, многие из которых носили фамилии Кунц, Гильдебрант, Людвиг, возражать не стали. Позже, уже во время Второй мировой войны, это сыграло негативную роль. Мужчины были отправлены в трудовые лагеря именно как представители вражеской национальности. Понятно, что не все вернулись домой», — говорит Нина Кунц.  

Традиции

Голендры всегда селились обособленно. Вот и в Заларинском районе обосновали свои деревни. В Пихтинске (Замастечье), Среднем Пихтинске (Новыны) и Дагнике до сих пор живут потомки тех, кто не побоялся приехать в далекую Сибирь. Сохранились уникальные дома-комплексы, где под одной крышей располагаются как жилые так и хозяйственные постройки, сохранилась вера, но что самое интересное, сохранился уникальный язык.

Голендры сохранили старинные колядки

«Приезжали исследователи, хотели отнести наш язык к польскому, украинскому или белорусскому, но мы ни один из них не понимаем, наш язык впитал особенности сразу нескольких наречий. Отпечаток в языке оставила и протестантская вера», — говорит Светлана Людвиг, директор Дома досуга деревни Пихтинск.   

Вербное Воскресенье — особый праздник. Его голендры отмечают по старинным обычаям

Кстати, сибирские голендры отмечают все религиозные праздники: Пасху, Рождество, Вербное воскресение, Троицу. Своего храма у них нет — как и в старину собираются у кого-нибудь дома и читают вслух священные книги.

«По сути только в Сибири и осталась наша культура. Вся Волынь была уничтожена в начале Второй мировой войны. Потомки выживших голендров сейчас рассеяны по всему миру. Как-то к нам в Пихтинск приезжали голендры из Германии. Попробовали блюда, которые нам еще мамы готовили, и заплакали. Не ожидали, что найдут следы своего детства в сибирской тайге», — говорит Светлана Людвиг, директор Дома досуга деревни Пихтинск.  

Перспективы

Деревни голендров находятся вдалеке от шумных трасс. Там до сих пор плохо ловит сотовая связь, но такая отдаленность от цивилизации для голендров обернулась большой удачей.

«К нам с каждым годом летом едет все больше туристов. Люди сейчас начинают интересоваться своими корнями, многие хотят увидеть, как жили сто лет назад, да просто отдохнуть от города. Наши деревни вошли в туристический маршрут Заларинского района «Золотое кольцо».  Голендры отличаются гостеприимством, с радостью встречают всех приезжих, показывают дома, рассказывают о быте и культуре. А самые удачливые туристы могут попасть на настоящую свадьбу», — говорит Светлана Людвиг. 

Кстати, о свадьбах. Молодежь все чаще предпочитает вступать в брак по старинным традициям. Они у голендров запоминающиеся. Готовятся к бракосочетанию заранее. Гулянье длится три дня, а главными людьми на празднике являются сваты.

Начинается свадьба с приглашений. Сваты объезжают всех гостей и лично на родном языке объявляют, что скоро состоится свадьба. Звучать приглашение может, например, так: «Ота упраша и жёна своя, и тэжь паньство млодэ на ючейший дэнь или поючейший на высиле! Щёбы вси ласкаве были, нашей прозьбой ихним хлибом не гордыли! Проше пшебываць на першу гудыну!»

Самая большая власть у свата со стороны жениха. Он всю свадьбу вооружен кнутом-гурыпником. Кнут сделан из козьей ножки и украшен лентами разных цветов. Таких кнутов в деревнях всего три. Ленты не отвязывают, оставляя память о прошедших бракосочетаниях. Кнутом сват может повоспитывать любого, кто отважится нарушить ход торжества.

«Браки у голендров обычно крепкие. Хоть молодежь сейчас и не стремится оставаться в деревнях, все-таки наша культура сохраняется и есть надежда, что ее увидят следующие поколения», — говорит Светлана Людвиг. 

На вопрос, какие качества наиболее присущи голендрам, Светлана Людвиг и Нина Кунц ответили так:

«Голенды трудолюбивые, хозяйственные, открытые, гостеприимные и очень аккуратные. Приезжайте — и увидите сами».

Активисты

Активными хранителями традиций и культуры являются местные жители деревни, которые родились и выросли в Пихтинске: Людвиг Петр Мартынович с женой Натальей Юльевной, Людвиг Галина Иннокентьевна, Зелент Альвина Адольфовна. Сотрудники Дома Досуга: и. о. директора Людвиг Светлана Михайловна, сотрудник краеведческого музея Кунц Нина Васильевна, Людвиг Наталья Ивановна, Бендик Лариса Ивановна, Людвиг Анастасия Николаевна, Гильдебрант Михаил Юльевич, Людвиг Иосиф Юрьевич.

Местные жители всегда рады гостям

Контакты

Связь в Пихтинске неустойчивая. Электронной почты и телефонов нет. Но договориться о визите к голендрам все-таки можно. В Заларинском районе есть тур под названием «Заларинское кольцо» куда входят Пихтинск, Хор-Тагна, Тагна, Троицк, Залари.

Связаться с организаторами можно по телефонам:

Наталья Александровна — 89500973976

и. о. начальника отдела по туризму Бутакова Дарья Владимировна — 89500689773

Проект «Энциклопедия национально-культурных объединений Иркутской области» реализуется при поддержке правительства Иркутской области

Предыдущая статьяВ Приангарье суд вынес приговор 53-летнему мужчине за хранение и покушение на сбыт наркотиков
Следующая статьяВыставку Валентина Серова из коллекции Русского музея привезут на «Сияние России» в Иркутскую область