Сетевое издание «Орда Инфо» продолжает знакомить своих читателей с участниками Первого Фестиваля ремёсел Прибайкалья. Мероприятие прошло 17-18 июня в посёлке Усть-Ордынский. Сегодня наш гость — руководитель учебно-творческой мастерской по художественной вышивке ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс», призер зональных конкурсов «Русь мастеровая» и «Сибирь мастеровая», Народный мастер Иркутской области Нина Иннокентьевна Медведок.

Нина Иннокентьевна более 30 лет проработала гравировщицей на Иркутском заводе радиоприемников им. 50-летия СССР. Она хорошо помнит один из дней 1990 года, который, по сути, изменил её жизнь. Как обычно, она отправилась на обед и вдруг обратила внимание, что в заводском Музее трудовой славы появилась выставка художественной вышивки. Авторами работ были ученики мастерской Марии Алексеевны Азеевой. Она преподавала здесь же, на радиозаводе, в большом кабинете, который ей выделила дирекция предприятия.

— Выставка произвела на меня неизгладимое впечатление, — вспоминает Нина Иннокентьевна. — Как и многие в то время, я неплохо умела обращаться с ниткой и иголкой, шила одежду для себя и родственников, но тот уровень работ, который я увидела на этой экспозиции, казался невероятным. Я тут же записалась в мастерскую Марии Алексеевны.

Но не всё было так просто. Мария Азеева работала в большом кабинете, где за большим столом было оборудовано 22 учебных места. Естественно, все были заняты. Новую ученицу усадили в угол – до тех пор, пока кто-то из «старичков» по каким-то причинам не покинет мастерскую.

— Высидишь – получишь постоянное место, — обрисовала перспективы наставница.

Около месяца Нина Иннокентьевна работала в уголке, а потом освободилось одно место за главным столом. Она заняла его и оставалась здесь ровно 10 лет – до того момента, когда в 2000 году ей не предложили организовать собственную мастерскую, при Союзе мастеров народного искусства «Оникс».

Более чем за 30 лет увлечения художественной вышивкой Нина Иннокентьевна создала десятки крупных тематических работ, применяя различные традиционные техники вышивки, в том числе новый прием «Иркутская гладь», ткачество на кроснах, вышивку бисером. Как говорит мастер, ей больше нравятся сложные техники работы, в которых можно максимально раскрыть силу и выразительность художественной вышивки.

Одна из самых запоминающихся работ – создание копии знамени Ижевской дивизии Колчака. Как следует из сохранившихся документов, Ижевская дивизия была одним из самых боеспособных подразделений армии Верховного правителя Сибири. Под натиском «красных» дивизия отступала к Иркутску. Здесь адмирал Колчак планировал вручить дивизии боевое знамя, но не успел – его самого арестовали в Нижнеудинске, и в Иркутск доставили уже под конвоем.

Знамя, между тем, сделали. И почти сразу, в 1920 году, передали в Иркутский краеведческий музей. Понятно, что весь советский период оно находилось глубоко в запасниках и, возможно, благодаря этому, неплохо сохранилось. В 2018 году Ижевскому восстанию исполнялось 100 лет, и в музей обратились представители общественности Ижевска с просьбой передать им знамя. В итоге, договорились на копии. Её и попросили сделать Нину Иннокентьевну.

Работа оказалась очень непростой и по-настоящему уникальной. Знамя изготовили в 1919 году в Знаменском монастыре. Судя по всему, шили очень быстро, надо было завершить работу до прихода «красных». Возможно, и умения не хватало. Так или иначе, вышивка получилась неряшливой, перья у орла нанесены кое-как, в разные стороны.

— Когда я взялась за эту работу, — вспоминает Нина Медведок, — то сразу спросила у заказчиков: можно ли «причесать орла», сделать, чтобы всё было ровно и аккуратно. Мне ответили отрицательно: копия должна быть полной.

Мастеру выделили комнату в музее, принесли знамя, и больше полутора месяцев Нина Иннокентьевна ходила сюда, переносила на копию каждый стежок оригинала именно в том положении, как его создали сто лет назад.

Ещё одна яркая работа Нины Медведок – полотенце в 355-летию Иркутска. На нем были изображены все церкви города. Полотенце купил гражданин Австралии. Ему понравилось узнаваемость городских объектов, перенесенных на ткань.

— Вышивка – это моя жизнь, моё спасение, моё предназначение, — говорит Нина Иннокентьевна. – У меня есть семья, внуки, и я, безусловно, их люблю. Мне нравится быть на даче. Но вышивка для меня – это совершенно отдельная история. Для меня очень важно, что она у меня есть. Я безмерно благодарна Марии Алексеевне Азеевой, что она обучила меня этому мастерству.

Участие в Первом межрегиональном фестивале ремёсел в июне 2022 года Нина Иннокентьевна вспоминает с теплотой: «Приятно удивило внимание жителей посёлка Усть-Ордынский к фестивалю. Люди подходили, спрашивали, просили провести мастер-класс. Мне всегда нравится, когда к нашему творчеству проявляют искренний интерес».

Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Предыдущая статьяСразу несколько праздников отметили в селе Тихоновка Иркутской области
Следующая статьяОвощи, фрукты, рыба и свинина больше всего подешевели в Иркутской области