Обряд поклонения невесты — бэриин мургэл был распространен у бурят всех родов, отличался он только деталями. Невеста кланялась духам-покровителям семье жениха. Брак считался оформленным и мог считаться благополучным только после исполнения этого обряда. Так как же его провести?

  • У унгинских и укырских бурят семейные онгоны — изображения духов вешали на березку.
  • А вот кудинские, верхоленские и ольхонские буряты онгоны раскладывали на белом войлоке. Около онгонов могла лежать женская шуба или шкура с головы волка.
  • В большинстве районов около онгонов разжигали костер. Рядом клали голову заколотой для свадебных угощений лошади или барана, причем так, чтобы голова смотрела носом на юг. Для жертвоприношения ставили мясо и вино. Около костра сидел почетный гость — благословитель.
  • У аларских бурят место поклонения невесты оформлялось проще. На березку просто вешали женский костюм, а рядом сидел благословитель.  

Интересно, что у аларских, унгинских, балаганских и укырских бурят лицо невесты при выполнении этого обряда закрывали белой тканью с прорезями для глаз, над девушкой натягивали большую ткань в виде балдахина, которую держали молодые парни. Слева от невесты становилась замужняя женщина, которая сопровождала невесту во время этой церемонии. Перед обрядом процессия совершала обход вокруг юрты, кланялась онгонам и слушала благословения.

Жених мог участвовать в церемонии, а мог и не приходить на нее. Это зависело от рода. Но если жениха при обряде не было, то в правой руке невеста несла стрелу, которая символизировала душу жениха.

После поклонения онгонам невеста первой, без жениха входила в юрту свекра. Там уже сидели родители жениха и старшие родственники. У некоторых родов невеста давала свекру отрез ткани к которому привязывалась узда. Также невеста кидала в грудь свекра нарезанный жир. Попасть было важно — считалось, что это приносит благополучие. Заканчивалась церемония одариванием невесты. Девушке дарили украшения, деньги. Она становилась членом рода мужа.