Первые переселенцы из Удмуртии появились в селе Холмогой Заларинского района в 30-х годах ХХ века. В ту пору на исторической родине удмуртов наступил смертельный голод. Народ, который привык к плодородным землям и богатым на дичь лесам, нашел спасение в Сибири, в старинном селе Холмогой. Первые упоминания об этом населенном пункте появились еще в ХVII веке. Это село стало домом для представителей многих национальностей. Буряты, русские, татары, литовцы и поляки жили и работали в нем как одна семья. Вот и удмуртов старожилы приняли гостеприимно.  

«Благодаря воспоминаниям детей переселенцев нам стало известно, что первыми в эти края прибыли татары – соседи удмуртов. Они были отправлены в Сибирь принудительно. Возвращаясь на Родину, рассказывали, как удачно прижились на новом месте. Татары и сообщили живущим по соседству удмуртским семьям про село Холмогой в Сибири. Дали адреса своих родных и написали письма, чтобы встретили переселенцев. Первым из Удмуртии в Холмогой приехал Андрей Павлов, у него были письма родственникам из родных мест. Ему понравилось Присаянье: поля, реки и лес — все то, к чему привыкли, что так любят и ценят удмурты. Встретили Андрея Павлова радушно», — рассказывает Дмитрий Татарников, помощник директора местного Дома культуры.

Затем в Холмогой перебрались несколько удмуртских семей. Председатель артели «Искра культуры» и колхоза «Коммуна Коминтерна» Ефим Королев поддержал их. Людей определили на постой, обеспечили работой в колхозе.

«Удмурты всем понравились, они обладали природной скромностью и дружелюбием. Их охотно принимали на работу еще и потому, что в колхозе не хватало рабочих рук. Жители села разместили новых соседей в свои дома, причем взять плату за проживание, по воспоминаниям очевидцев, ни у кого даже мысли не было. Обжившись, удмурты в последствии принимали на постой уже в свои дома ссыльных литовцев. Людям было неважно, кто и по какой причине переехал, все жили дружно», — рассказала Ольга Сафонова, руководитель удмуртского ансамбля «Ошмес».

Переселившиеся удмурты были трудолюбивым народом. Они привезли с собой в Холмогой знаменитое удмуртское пимокатание, прядение, пчеловодство. Захватили маслобойки, самопряхи. По воспоминаниям, в те годы песни в Сибири были больше печальные, а вот удмурты привезли песни веселые и плясовые.

На новом месте удмурты старались сохранить традиционное убранство своих изб. Практически в каждом удмуртском доме можно было найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники, а на окнах занавески из ситца с расшитыми национальными узорами. К сожалению, многое уже утрачено безвозвратно.

Пик прироста переселенцев в Холмогое приходится на середину 60-х годов ХХ века, тогда в селе насчитывалось около 40 семей из Удмуртии. Сейчас там проживают около 60 удмуртов. Большая часть разъехалась по окрестностям — в Троицк, Кутулик, Залари, Черемхово…по всей территории Иркутской области. Некоторые не выдержали сибирских морозов, климат не подошел, и они вернулись на малую родину.

Сейчас в селе пытаются сохранить старинную культуры удмуртов. В 2007 году Анна Никифорова организовала удмуртский этнографический кружок при Холмогойском сельском Доме культуры. Собирала материал, ходила по домам, слушала и записывала обряды. Воссоздала удмуртский свадебный обряд по воспоминаниям старейшин села на национальном языке. Этнографические исследования продолжила Ольга Сафонова. С регулярностью женщины обследуют кладовые, чуланы и крыши и находят старинные вещи.

При Холмогойском центре информационной, культурно-досуговой и спортивной деятельности в 2020 году создан творческий фольклорный коллектив «Ошмес» и музыкальный ансамбль «Ладушки», руководителем которых является Ольга Сафонова. Участники исполняют удмуртские песни. Национальные костюмы создают самостоятельно, используя сведения из литературы, Интернета и воспоминания старожилов.    

Ольга Аверьянова является мастером декоративно прикладного искусства. К Фестивалю национальных культур она создала удмуртский свадебный головной убор — айшон и стала победителем конкурса.

Праздники

Переселившиеся удмурты – православные христиане, они соблюдают все религиозные православные служения, праздники и обряды.

Важнейшим национальным праздником Удмуртии считается Гербер. У этого праздника многовековая история, хотя официально он утвержден только в 1992 году. Гербер приурочен к окончанию пахотных работ. Обязательными во время праздника были моления общины, жертвоприношение, обход вокруг хлебного поля. Народ начинал гулять, проводить игры, танцевать и водить хороводы. Любимым состязанием людей на Гербер были скачки. На празднике молодые люди выбирали подходящую невесту.

Про секреты и традиции удмуртской кухни творческое объединение «Ошмес» рассказывает на Фестивалях национальных культур «Дружба народов Прибайкалья. Мы разные, мы вместе». Хозяюшки проводят мастер-классы, учат готовить перепечи — любимое блюдо удмуртов. Угощение в чем-то напоминает чебуреки, но в качестве начинки используется картошка, капуста, грибы, куриные яйца. Еще одним значимым блюдом считаются табани. Это маленькие лепешки из кислого теста, они подаются горячими с топленым маслом или сметаной. Популярным блюдом считаются удмуртские пельмени. Существует множество рецептов пельменей. Удмурты часто запасаются пельменями впрок, чтобы есть их зимой. Многие всерьез полагают, что именно удмурты первыми изобрели пельмени. В Ижевске есть даже памятник, посвященный пельменю.   

Перспективы

Над сохранением удмуртской культуры уже двадцать лет работает небольшая группа активистов. Они по крупицам собирают экспонаты для небольшого музея при Холмогойском доме культуры. Заларинский районный краеведческий музей ведет работу в историческом направлении — собирает информацию из архивов о переселении удмуртов в Сибирь.

Стоит отметить проделанную работу за небольшой промежуток времени. Активисты от напевания песен в узком кругу перешли к демонстрации театрализованных номеров на площадках Заларинского района и фестивалях Иркутской области, стали их постоянными участниками.

Приоритетной задачей стоит знакомство детей с особенностями удмуртской культуры через национальные игры, песни. В процессе создания детский вокальный ансамбль.

«Идея создания центра удмуртской культуры назрела в 2000-х годах, когда внуки удмуртских переселенцев стали растворяться в Иркутской области. Они обратились с инициативой по сохранению культуры к бабушкам и дедушкам – старожилам села Холмогой. Многое было безвозвратно утеряно, но сохранились старинные фотографии, документы в семейных архивах, предметы быта в родовых домах. Мы набираемся опыта. Сначала робко напевали удмуртский песни под гармонь, теперь это полноценные номера на крупных мероприятиях Иркутской области. Кроме того, стараемся показать удмуртскую культуру через кухню. Постоянно устраиваем мастер-классы по приготовлению национальных блюд», — рассказала Ольга Сафонова.

Холмогойский центр информационной, культурно-досуговой и спортивной деятельности готовит серию проектов «Прибайкальские удмурты», планируют получить грантовую поддержку в Президентском фонде культурных инициатив, Губернском собрании общественности и Министерстве культуры Иркутской области. Средства хотят потратить на приобретение оборудования, костюмов, инструментов.

Идет выстраивание отношений с правительством и общественными организациями Удмуртской Республики для оказания информационной поддержки и приглашения специалистов для обмена опытом.

Контакты:

Лидия Викторовна Харковец, директор Холмогойского ЦИКДСД
Иркутская область, Заларинский район, село Холмогой, ул. Юбилейная, д.2
Телефон: 8(950) 086-22-59
[email protected] [email protected]
Сафонова Ольга Васильевна, руководитель удмуртского ансамбля
Телефон: 8(950) 053-05-56

Проект «Энциклопедия национально-культурных объединений Иркутской области» реализуется при поддержке правительства Иркутской области

Предыдущая статьяПодготовка к дорожно-строительному сезону завершается в Иркутской области
Следующая статьяВ Иркутской области стартовал чемпионат «Профессионалы»