Региональная общественная организация «Иркутское Товарищество Белорусской Культуры им. Яна Черского» (ИТБК) была основана 31 мая 1996 года на первом Съезде белорусов Иркутской области. Управлением юстиции администрации Иркутской области ИТБК зарегистрирована 30 декабря 1996 года.

История создания

У истоков создания общественной организации белорусов Иркутской области стоял офицер Витебской ракетной гвардейской дивизии, которая в середине 90-х годов дислоцировалась в микрорайоне «Зелёный» города Иркутска, Олег Васильевич Рудаков. В 1995 году, будучи в отпуске в Минске, он попал на съезд товарищества белорусского языка, где председателем был легендарный белорусский писатель, фронтовик Василь Быков. Рудаков вызвался поприветствовать участников съезда, выступил с небольшой речью, и ему стали задавать вопросы, касающиеся известных белорусов, которые жили в Сибири, судьбе переселенческих «столыпинских» деревень. На многие вопросы у офицера не было ответов, и, вернувшись в Иркутск, Олег Рудаков взялся не только за изучение истории сибирских белорусов, но и за организацию общественной организации, которая смогла бы объединить белорусов Иркутской области.

В ноябре 1995 в газете «Советская молодежь» Олег Рудаков опубликовал объявление, имевшее определенный общественный резонанс. В объявлении было всего несколько слов “Сябры-белорусы, давайте объединяться”, написанных по-белорусски, и телефон Рудакова. Большинство читателей ничего не поняли в загадочной фразе, но свою целевую аудиторию она нашла. Параллельно Олег Рудаков и его сослуживец Алесь Галкин из Барановичей проводили агитацию среди офицеров Витебской дивизии, в которой служили, в основном, белорусы.

В итоге, 31 мая 1996 на Первый съезд белорусов Иркутской области собрались 23 человека – не только военнослужащие из микрорайона «Зелёный», но и жители белорусского села Тарнополь Балаганского района, артисты из Беларуси, которые в тот момент работали в музыкальном театре. Среди первых делегатов был известный нейрохирург Анатолий Ануфриевич Реут.

Первым руководителем организации – председателем Рады РОО «Иркутское Товарищество Белорусской культуры им. Я.Д.Черского» – стал доцент кафедры истории Иркутского института народного хозяйства Геннадий Фадеевич Сонич. Но уже через год руководителем переизбрали Олега Рудакова, и он возглавлял ИТБК в течение 17 лет. В апреле 2013 года 10-й Съезд ИТБК выбрал новым Председателем общества Алену Сипакову.

В 2021 году Олег Рудаков вернулся на малую родину, в деревню Бездедовичи Полоцкого района Витебской области. Первый руководитель ИТБК Геннадий Сонич сейчас проживает в Волгоградской области.

Отделения

С 1896 по 1912 г. из Беларуси в Сибирь переселились 716600 человек. Такие данные предоставляет «Белорусская советская энциклопедия». На территории Иркутской области только за период Столыпинской реформы белорусами было основано порядка 60 населенных пунктов. До сих пор в регионе осталось немало мест, где компактно проживают представители белорусской диаспоры.

Но далеко не во всех таких территориях существуют отделения ИТБК. Ещё несколько лет назад в Приангарье работало 12 отделений Иркутского Товарищества Белорусской культуры – многие без образования юридического лица, но по причине отъезда некоторых активистов, часть отделений пока приостановили свою деятельность.

Сейчас работает восемь отделений.

  • В Черемхово — Местная национально-культурная автономия «Белорусы Черемхово».
  • В Куйтунском районе — Местная национально-культурная автономия «Белорусы Куйтунского района». Она зарегистрирована в селе Андрюшино, но работает на территории всего района – в частности, в белорусских поселениях Ключи и Сулкет.
  • В Иркутске — Местная национально-культурная автономия «Белорусы города Иркутска».
  • Белорусское общество работает в городе Усолье-Сибирском.
  • В Заларинском районе Общественное объединение ИТБК представляет белорусов из сёл Марининск, Жизневка, Бабагай.
  • В Балаганском районе отделение ИТБК работает в селе Тарнополь.
  • Самое дальнее отделение ИТБК – в селе Черчет Тайшетского района.  
  • В Баяндаевском районе работает Общественное объединение ИТБК в деревне Тургеневка. Это самое, наверное, известное место компактного проживания белорусов в Иркутской области.

Также в августе 2020 года три юридических лица: «Белорусы города Черемхово», «Белорусы Куйтунского района» и «Белорусы города Иркутска» учредили региональную национально-культурную автономию «Белорусы Иркутской области» (короткое название Белорусы Прибайкалья)

Стоит отметить и Городскую молодежную организацию «Белорусский клуб «Крывичи», зарегистрированную в Иркутске в 2009 году. Сейчас ей руководит Роман Ружников.

Деятельность

Первоначально встречи «Иркутского Товарищества Белорусской культуры им. Я.Д.Черского» больше напоминали собрания исторического клуба. В середине 90-х открывались архивы, появлялись новые версии известных, на первый взгляд, событий. Всё это давало пищу для размышления. Интернета ещё не было, активисты ИТБК выписывали белорусские издания, обсуждали прочитанное, устраивали дискуссии. Олег Рудаков был частым гостем в газете «Советская молодежь», являвшейся тогда одним из центров политической жизни региона.

Со временем это направление деятельности ИТБК угасло, и приоритет перешёл к возрождению духовных и культурных ценностей белорусского народа, распространению и поддержке национальных обычаев, традиций и ремёсел.

За 25 лет работы при Иркутском Товариществе Белорусской культуры создано более десятка фольклорных и танцевальных коллективов – в их числе фольклорный ансамбль «Белорусы Прибайкалья», женская вокальная группа «Ленушка», собрана обширная библиотека белорусской литературы (единственная национальная библиотека в Иркутской области), издаётся бюллетень-газета «Маланка».

В селе Тургеневка открыт этнографический музей. В деревне Черчет организован единственный в Иркутской области белорусский традиционный кукольный театр «батлейка».

— Одна из задач «Иркутского Товарищества Белорусской культуры им. Я.Д.Черского», — говорит его председатель Алена Сипакова, — поддерживать наши отделения методически, помогать им развивать в территориях действительно нашу, белорусскую культуру. Для этого мы отправляем им наглядный материал по национальным праздникам, костюмам, сувенирам, песенный и музыкальный материал.

ИТБК активно участвует в программе «Для белорусов зарубежья», организованной правительством Республики Беларусь специально для белорусской диаспоры разных стран мира. Два раза в год для руководителей белорусских творческих коллективов, белорусских общественников мира на территории Беларуси проводят курсы повышения квалификации. Это бесплатное шестидневное обучение по стандартной программе или, в случае необходимости, по специальному запросу, плюс – широкая культурная программа. Участники курсов получают сертификат о повышение курсов квалификации. «Для нас это очень важно, — комментирует Алена Сипакова, — потому что многие наши активисты, будучи белорусами, в самой Беларуси ни разу не были. И самое главное, на мой взгляд, — происходит общение единомышленников со всего мира, идет обмен контактами, успешными белорусскими практиками, формируются совместные проекты».

Ещё один большой пласт деятельности – участие в грантовых программах для развития и укрепления белорусской культуры. Так, например, проект «Пояс соткать – судьбу привязать» в 2021 году был поддержан Фондом Президентских грантов.

Активисты

Алена Викторовна Сипакова, председатель РОО «Иркутское Товарищество Белорусской культуры им. Я.Д.Черского». Потомок белорусских переселенцев, переехавших из Могилёвщины на территорию современного Заларинского района. Первые шаги по изучению белорусской культуры делала в Киренске, где жила с семьей и была участницей фольклорного ансамбля «Ленушка». «Мы просто пели семейные песни», — вспоминает сейчас Алена Сипакова.

В 1997 году в Иркутской области проводилась этнографическая школьная конференция, на которой «Ленушка» исполнила несколько песен. Коллектив заинтересовал Олега Рудакова, он предложил участвовать в только созданном на тот момент Товариществе белорусской культуры. С того момента, как «Ленушка» вошла в организацию, здесь стало развиваться фольклорное направление.

До того, как возглавить ИТБК, Алена Сипакова, помимо прочего, занималась ещё и изготовлением костюмов – сама шила комплекты одежды для творческих коллективов Балаганского района и Тургеневки. Сейчас Алена Сипакова – общественник-профессионал. На шитье и сценическую деятельность времени не остается. «То образование, которое получила в институтах, стало моим хобби, а главная работа — это деятельность в Иркутском Товариществе Белорусской культуры», — заключает она.

Юлия Перминова, заместитель руководителя ИТБК, руководитель национально-культурной автономии белорусов города Иркутска. Возглавляет фольклорную студию, является художественным руководителем ансамбля «Белорусы Прибайкалья». Любопытно, что Юлия – переселенец первого поколения. Её родители – геологи из Белорусской ССР, которые долгое время работали в Забайкалье, где и родилась Юлия.

Алексей Максимович Терехов, заместитель руководителя ИТБК, специалист по связям с общественностью, представитель организации на межнациональных форумах, круглых столах, конференциях. Полковник МВД в отставке, выпускник литературного института. Потомок первых переселенцев по Столыпинской реформе из Могилёвщины. Предки по отцовской линии основали деревню Владимировка в Зиминском районе Иркутской области. Сейчас этой деревни уже не существует.

Михаил Евгеньевич Свищук, которого в ИТБК зовут не иначе как «Михась». Приехал в Иркутскую области как молодой специалист — строитель, живет здесь больше 30 лет. В чатах ИТБК, созданных в наиболее доступных месенджерах, он отвечает за изучение белорусского языка. Также напоминает в чатах про исторические события, рассказывает о видных деятелях истории. 

Наталья Усанина – smm-менеджер организации. Ведёт сайт ИТБК, а также страницу ВКонтакте. Является модератором «Белорусской фольклорной студии», занимается традиционным кроем и пошивом белорусского костюма. Лауреат Байкальского Международного фестиваля «Хоровод ремёсел на земле Иркутской 2020». На фестиваль была представлена реконструкция женского костюма Могилёвской области. При этом сама Наталья в Беларуси не была – всю работу проводила по материалам, присланным из Краеведческого музея г. Могилёва.

Татьяна Сипакова, руководитель фольклорного ансамбля «Ленушка», режиссёр массовых мероприятий, активный участник и организатор школьного фестиваля национальных культур «Созвездие дружбы».

Елена Троценко, специалист по белорусскому столу. «Если надо быстро накрыть белорусский фуршетный стол, то все знают – нужно срочно звать Елену Троценко», — характеризует ее Алена Сипакова.

Также важную роль в деятельности РОО «Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я. Д. Черского» играют Михаил Лютич, Екатерина Степанова, Анатолий Аутко, Владимир Пухнаревич, Галина Данилова, Александра Лабарь, Светлана Романова, Татьяна Петричиц, Феофания Перминова, Виктор Синкевич, Наталья Синкевич, Людмила Лавшук, Александр Лавшук, Татьяна Бизикова, Анна Ерилова, Алесь Галкин, Наталья Дрейгал, Лариса Намаконова, Леонид Лобейко, Тамара Дятлова, Алексей Кухта.

Традиции

Традиции РОО «Иркутское товарищество белорусской культуры им. Я. Д. Черского» тесно связаны с традициями белорусского народа, ежегодными праздниками, которые отмечаются испокон веков.

«Белорусы – это Дети солнца, — даёт общую характеристику народным праздникам Алена Сипакова. — Мы живем по солнцу. Солнцестояние, солнцеворот, равноденствия — это всё к нам. Особенность белорусской культуры в том, что она даже сейчас, в XXI веке, сохранила свою архаичность, свои обряды, которые относятся ещё к языческим временам».

Календарь белорусских народных праздников открывают Каляды. Это – 7 января, хотя в Беларуси обычно колядуют уже с 25 декабря. Зорка (звезда) в руках участников обряда символизирует борьбу с темными силами, на время победившими солнце.

15 февраля – Грамнiцы. Накануне в субботу семья собирается в полном составе и делает свечу. Способ изготовления не изменился за сотни лет: воск – как правило, натуральный, полученный с пасеки – крошится, разогревается в горячей воде для придания эластичности, разминается в руках и накручивается на фитиль. Затем свеча выравнивается и прокатывается доской для придания необходимой конусовидной формы.

Иногда делают очень большие свечи – до полутора метров. Сохранились свидетельства, что в Беларуси устраивали соревнования – какая деревня сделает самую большую грамничную свечу.

15 февраля путём высекания искры зажигается костёр, от него участники праздника зажигают свечи. В этот момент надо обязательно думать о хорошем, и свеча наполнится особой силой. Она отведет от деревни гром и молнии, поможет с урожаем. Также грамничные свечи используют в свадебных обрядах, их дают в руки умирающему, чтобы пламя осветило ему путь на тот свет и очистило душу от грехов.

«Гуканьне Вясны» — один из самых позитивных праздников, кликанье весны. Девушки поют песни-веснянки, все водят хоровод, формируют позитивное настроение, чтобы весна видела, как вокруг хорошо, и быстрее приходила.

Фото: VK

Близкий праздник – Комоедица – пробуждение медведя. Его отмечают 6 апреля, накануне Благовещенья, но у иркутских белорусов большого опыта в подготовке этого праздника нет.

Купальле – день летнего солнцестояния, самая короткая ночь. Так же, как и 25 декабря, это переломный момент в природе, когда ожидается разгул нечистой силы. В столь ответственный момент люди должны собраться всем вместе и следить друг за другом, чтобы ничего плохого не случилось: Леший в лес не унёс, Русалка до смерти не защекотала. На закате принимается эстафета у солнца: высекается искра, поджигается костёр, который горит до момента восхода солнца. Всю ночь люди веселятся – главное, чтобы не заснуть и следить, чтобы не погас костёр. И когда солнце взошло, покупалось в воде, очистило её от нечисти, можно уже купаться и гадать.

С праздником Купальле связан один из самых древних славянских обычаев – плетение венков. В этот период растения, как верили славяне, приобретают чудодейственные, лечебные свойства и отгоняют всякую нечисть.

Дажынкi – праздник последнего снопа. Обычно празднику предшествует следующая история: хозяин поля занимает жней, они ему убирают всё это поле. Из последних колосков делается жертвоприношение земле: подносятся хлеб, соль и три колоска. Всё это добро закапывается в землю, а для хозяина из последних колосьев собирают сноп, чтобы на следующую весну он начал посевную кампанию именно с этих зерен. За то, что работницы ему всё отжали, хозяин должен их щедро угостить – это и есть праздник Дажынкi.

В сентябрьское осеннее равноденствие 21-22 сентября проводится ещё одно мероприятие, связанный с урожаем – праздник Багач.

День поминовения предков – Дзяды – отмечает 1-2 ноября. Есть весенние Дзяды, или Радоница, но осенние Дзяды почитаются больше. На могилах предков проводят уборку, после чего вся семья собирается в доме, все вспоминают умерших родственников. Накрывается богатый стол, самый старший участник этой встречи зажигает грамничную свечу. Собравшиеся зовут предков: мол, приходите, посмотрите, как мы тут живём, помогите советом. На ночь вся еда остаётся на столе – для духов.

Перспективы

Председатель РОО «Иркутское Товарищество Белорусской культуры им. Я.Д.Черского» Алена Сипакова, говоря о перспективы своей организации, отмечает, что ИТБК будет продолжать работать как региональный центр развития белорусской культуры в Иркутской области. Будет продолжена работа по организации фестивалей конкурсов, а также по стимулированию развития белорусских творческих коллективов Приангарья. «Наше товарищество обладает широкими возможностями, и мы готовы оказать поддержку всему, что касается белорусской культуры, сохранения наших традиций», — говорит Алена Сипакова.

Отдельное направление – туризм и агротуризм. При системной работе, уверены в ИТБК, он может и должен развиваться. В Тургеневке первые шаги в этом направлении уже сделаны, надо выходить на новый уровень. Есть перспективы и в других местах проживания белорусов. «Наши предки всегда селились в очень красивых местах, – говорит Алена Сипакова. – Совершенно бесподобная деревня Жизневка, она просто красивая. Черчет в Тайшетском районе стоит на реке Бирюсе. Возле Марининск есть озеро Аляты, там — рыбалка, свежий воздух, тишина и спокойствие».

Для развития туризма в этих местах люди должны обозначить какую-то культурную деятельность – организовать мастер-класс, создать концертную программу, воссоздать старинный обряд, в котором можно поучаствовать, полагает Алена Сипакова. И все эти услуги должны быть подготовлены качественно. Будет идея — Иркутское Товарищество Белорусской культуры готово оказать поддержку.

Материалы

Научиться танцевать и делать мужской головной убор можно на Днях белорусской культуры в Иркутске — https://orda-info.online/nauchitsya-tancevat-i-delat-muzhskoj-golovnoj-ubor-mozhno-na-dnyah-belorusskoj-kultury-v-irkutske/ — 19.8.2021

Артисты из Минска выступили в селе Тургеневка Баяндаевского района — https://orda-info.online/artisty-iz-minska-vystupili-v-sele-turgenevka-bayandaevskogo-rajona/  — 1.9.2021

Проект «Энциклопедия национально-культурных объединений Иркутской области» реализован при поддержке правительства Иркутской области.

Предыдущая статьяПереправа на Ольхон откроется до 20 февраля
Следующая статьяДва человека погибли в жутком ДТП на Качугском тракте в Эхирит-Булагатском районе