«Не бывает двух одинаковых морин-хууров, как не бывает двух одинаковых кобылиц. Гриф этого уникального музыкального инструмента украшен головой коня. И даже выражение глаз у сделанного из дерева животного каждый раз получается разным», — говорит мастер из села Бадагуй Баяндаевского района Юрий Михайлов.
Это пятнадцатый морин-хуур, который делает Юрий Михайлов. Всю жизнь он мечтал заняться творчеством, но каждый раз находились дела, как ему казалось, поважнее.
«Семья запомнила мои первые рисунки. Взял у отца паспорт и на каждой странице химическим карандашом нарисовал трактор. Но родители у меня были людьми мудрыми. Ругать не стали, а купили альбом и карандаши. Вот так я стал рисовать. В армии рисовал. А потом приехал поступать в Иркутск на художника. Вот только на экзамены опоздал. Год ждать не хотелось, поступил в Улан-Удэ на педагога трудового обучения. Казалось, что это ближе всего к моей мечте. Потом работал учителем, женился. Тянуло в родные края. И мы с женой вернулись на мою малую родину. Земляки попросили немного поработать главой местной администрации. Это немного переросло в 23 года административной работа. Росли дети. Сыновья стали художниками, скульпторами. А я вышел на пенсию».
Так, в нескольких предложениях, описывает свою судьбу Юрий Михайлов. Многое в его жизни изменили курсы, которые организовал отдел культуры Баяндаевского района. Научить всех желающих делать морин-хууры пригласили мастера из Бурятии Баира Цыденова. Полное обучение прошли три человека — Юрий Михайлов из муниципального образования Гаханы, Вячеслав Едаев из села Загатуй и Валентин Воронов из Баяндая. Каждый из них уже изготовил несколько инструментов. Первые морин-хууры Юрий Михайлов подарил своему ученику, молодому сказителю-улигершину Родиону Шантанову, школе, местному Дому культуры. В следующем году в музыкальной школе Баяндая начнут учить игре на этом национальном инструменте.
«В Монголии морин-хуур имеет государственное значение. Многие умеют на нем играть, инструменты есть практически в каждой семье. Вот и у нас нужно возрождать это мастерство. Мечтаю, что у меня появятся ученики, последователи, которым действительно будет интересно это дело», — говорит мастер.
Интересные факты:
Струны морин-хуура в старину делали только из конского волоса. Есть мужские и женские струны. Конский волос для мужских струн берется с гривы жеребца, а для женских – от кобылицы.
Ни в коем случае нельзя брать волос с мертвых коней. Считается, что у таких струн и голос будет мертвым.
Сейчас Монголия производит синтетические струны. Струны из конского волоса нужно правильно срезать, подготовить, подобрать по длине, плести – очень трудоемкая работа. В остальном производство морин-хуура практически осталось таким, каким было в старину.
Желательно для морин-хуура использовать твердую древесину. Береза в Сибири — самая твердая древесина после лиственницы. Но лиственница обрабатывается тяжело, и она считается холодным деревом. Поэтому морин-хууры чаще всего делают из березы.
Легенда о морин-хууре
У человека была лошадь, очень хорошая, настоящий друг. Богатому хану понравилась эта лошадь, он попросил ее отдать. Но как отдать друга? И человек отказал. Лошадь убили. После этого человек увидел сон, в котором лошадь попросила сохранить ее душу. И он, чтобы сохранить друга, сделал из костей, шкур, конского волоса морин-хуур. Неслучайно звук этого музыкального инструменты отлично передает звуки природы.
Проект «Территория ремесел: мастера народного творчества Прибайкалья» реализует Автономная некоммерческая организация популяризации культурного, природного и этнического наследия Иркутской области «Байкал» (АНО «Байкал») при поддержке Правительства Иркутской области.