Фото: Ольга Хинданова

Одну из стен этноцентра «Орда» украшает гобелен «Счастье». Посетители трогают руками необычный холст (он связан из натуральной овечьей шерсти) и удивляются: «Какие яркие краски! Наверное, это печать?». Но это не печать — изображение на гобелене написано руками мастера из Осинского района Екатериной Очировой. Женщина разработала новый способ изготовления картин и творит исключительно в собственной, уникальной технике. 

На Фестивале ремесел Прибайкалья Екатерина Очирова давала мастер-класс по изготовлению полотен из овечьей шерсти, щедро делясь секретами мастерства со всеми, кто хочет освоить все этапы создания таких гобеленов. 

Екатерина Михайловна, расскажите, с чего начался ваш профессиональный путь? 

Можно сказать, что профессиональный путь начался совсем недавно. Ведь серьезно творчеством я занялась уже в зрелом возрасте, когда начала делать гобелены. Но если посмотреть с другой стороны, то творить я любила всегда. В детстве ходила в художественную школу Улан-Удэ, затем поступила в колледж традиционных искусств народов Забайкалья. Была в числе первых, кто пошел учиться на чеканщика по серебру. Учиться было интересно, хотелось связать свою жизнь с искусством. Обстоятельства сложились таким образом, что долгие годы творчество было от меня далеко. 

Все в этой жизни меняется, ничего не стоит на месте. Дети подросли, а я из Бурятии переехала на родину предков — в село Обуса Осинского района. Как-то была в Монголии и накупила там красок. Решила расписать сундуки, которые делает брат. Расписала, очень понравилось проводить время за творчеством, но сундуки закончились, а краски нет. Стала думать, что же еще раскрасить. Рисовать на бумаге не хотелось, на дереве — тоже. Дочь дала моток шерсти. И тут меня осенило — а ведь можно полотно просто связать. 

Затем был период проб и первых ошибок. Перед тем, как наносить на шерсть изображение, полотно нужно было обработать. А чем? Стала разрабатывать раствор. Это уже сейчас у меня есть идеальная формула грунта, которая включает желатин, клей, а раньше, бывало, краска лопалась и приходилось переделывать. 

Процесс создания гобеленов длительный. Для примера скажу, что за восемь часов удается связать всего 15 сантиметров полотна. Самую масштабную работу «Тэргэ» делала около года. Ее величина более двух метров. Благодаря такой технике могу показать шерсть — традиционный бурятский материал и добавить образы, которые интересны и понятны современному человеку. Иногда что-то придумывается вроде бы само собой. Например, головные украшения девушек на одном из гобеленов украшают птицы. Иркутской бурятке над головой я поместила сову и лишь потом узнала, что именно совы считаются в наших краях священными. Думаю, что существует древний пласт культуры, который в нас есть, который мы не всегда осознаем и который дает нам силу, в том числе творческую.      

Расскажите о вашей творческой мечте?

Заметила такую особенность — пока готовая работа находится у меня дома, я не могу начать делать что-то новое. Как будто новой идее нужно свое отдельное пространство. Поэтому гобелены стараюсь передать на хранение в выставочные залы. Что касается сюжетов, то они приходят разными путями. Мой старший сын Чингис — лама в Иволгинском дацане. Часто приезжаю в это место. Недавно в дацане начали перерабатывать войлок. Это большой шаг для развития местных ремесел. Я пока покупаю для своих гобеленов среднеазиатскую шерсть, так как у нас в регионе шерсть просто выкидывается, а обрабатывать ее в одиночку слишком тяжело. Для нового Согчен дугана хочу сделать подарок — гобелен, выполненный из местной шерсти. Хочу написать на нем 108 зула — лампад. Это священное число в буддизме. Есть планы по созданию гобелена, посвященного Зеленой Таре. Думаю, что займусь этим зимой. Лето — время для поездок, накопления опыта, общения, а вот в холодное время больше времени на творчество.  

Что для вас ремесло?

Ремесло — это возможность выразить свою душу. Меня часто просят сделать что-то на заказ, по чужим эскизам. Но я отказываюсь. Долгое время творчество было далеко от меня. Так что теперь я ценю каждую минуту, когда могу воплощать в жизнь свои идеи.  

Вы побывали на Фестивале ремесел. Что вы думаете об этом мероприятии? 

С организаторами Фестиваля ремесел — некоммерческой организацией «Байкал» я знакома несколько лет. Два года назад они создали проект «Территория ремесел», рассказывали о мастерах Иркутской области. И вот — их журналистский проект вырос в межрегиональный фестиваль. Плюс в прошлом году они открыли этноцентр «Орда», где находится и моя работа.  

На Фестивале ремесел я познакомилась с замечательными мастерами, например, с Юлией Золотоевой. Она создает из войлока удивительные головные уборы. Было интересно пообщаться на профессиональные темы. Вроде бы все сейчас можно найти в Интернете, но живого общения там нет. Думаю, что Фестиваль ждет большое будущее. 

Награды: В 2018 году на международном национальном фестивале «Алтаргана» Екатерина Очирова заняла второе место в номинации «Художественная обработка мягких материалов». В 2019 году в Усть­-Ордынском национальном центре художественных народных промыслов открылась ее персональная выставка «Аян тэргэ». Работы Екатерины Очировой хранятся в частных коллекциях. Сейчас Екатерина Михайловна работает над новыми полотнами. 

Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводит АНО «Байкал» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. 

Возрастное ограничение 0+

Предыдущая статьяРежим повышенной готовности вводится в Иркутской области из-за ухудшения погоды
Следующая статьяМассовая ночная драка произошла на пляже в Иркутской области