31 марта состоялся этнотур в Осинский район. 15 молодых журналистов и блогеров побывали на настоящем шаманском обряде, освоили национальные игры, а еще научились готовить бурятские и татарские блюда. 

В меню значились праздничный татарский бэлеш, сытный саламат и бурятский десерт боовы. Начать решили с ритуального блюда — саламата. 

Именно саламат до сих пор используют во многих обрядах. Этой пищей, принято угощать, например, дух огня. Почитаем саламат и за повседневным столом. Это незаменимое блюдо готовят летом, в сенокосную пору, когда нужно много сил для физической работы. Приготовить саламат на первый взгляд проще простого. Нужна сметана, мука, некоторые хозяюшки добавляют соль, а некоторые предпочитают обходиться без нее. 

Как оказалось, главное — это сметана. Точнее ее качество. Если сметана плохая, то приготовить саламат не получится. Но на мастер-классе со сметаной все было в порядке, саламат удался на славу. Жирный, горячий, казалось — пара ложек, и можно не есть весь день. Но уже подоспел бэлеш. Его под песни народного татарского коллектива «Гульназира» приготовила Галина Федоровна Кутузова. Гостей впечатлило то, что сибирские татары смогли сохранить язык и культуру, находясь в сотнях километрах от Татарстана. 

«Родилась я уже в Сибири, а вот родители мои из Татарстана. Язык знаю хорошо. Да что там татарский. Мы прекрасно говорим и на бурятском языке. Живем тут дружно, угощаем друг друга и устраиваем общие праздники», — говорит Галина Кутузова.     

Галина Федоровна рассказала, что бэлеш бывает разным. Можно сделать его с мясом, а можно с рисом, добавив курагу, чернослив, изюм. 

После пришел черед боов. Этот десерт раньше могли позволить себе только очень зажиточные семьи. Ведь кочевники пшеницу не выращивали, мука была ценностью. Рецепт похож на калачики и хворост, однако получаются боовы все равно особенными, непохожими на своих кулинарных собратьев. 

Молодые журналисты и блогеры попробовали свои силы в приготовлении этих блюд, для всех гостей была проведена дегустация. 

Проект «Это Этно» вошел в число победителей Всероссийского конкурса молодёжных проектов Росмолодежи и реализуется на средства гранта.  

Это интересно

Вот как описывают обряд «Суд старух» в Нукутском районе. По словам унгинских бурят, бывал в старину так называемый «суд старух»; он устраивался в том случае, если у какого-нибудь бурята после женитьбы не родятся дети; тогда у этого бездетного бурята собирались все старухи из окрестности и варили саламат.

Фото Сергея Игнатенко. Реконструкция обряда во время проведения областного праздника «Сур-Харбан-2017»

Сварив саламат, клали его в чашки и ставили вокруг очага с огнем; бездетного бурята сажали около очага и масло с саламатом и часть самого саламата клали в огонь очага. После этого самая старшая старуха била своими штанами бездетного бурята. 

Затем и все остальные присутствующие старухи бьют его каждая своими штанами. Потом все старухи едят сваренный саламат. На этом суде по обряду должны участвовать семь старух. Молодые женщины, девицы и мужчины не участвуют.

Фото Елены Бадашкеевой 

Как прошел этнотур в Эхирит-Булагатский район

Как прошел этнотур в Осинский район 

Предыдущая статьяГубернатор подтвердил, что Суворовское училище откроется в Иркутске через полтора года
Следующая статьяСразу два чувствительных землетрясения произошло 7 апреля на Байкале