Балта Батожаргалов приехал в поселок Усть-Ордынский из Агинского Бурятского округа. Человек этот привык жить на высоких скоростях. За трое суток Балта Базаргуруевич успел принять участие в научно-практической конференции «Создание этнокультурного кластера ремесленников Прибайкалья», провести мастер-класс по резьбе по дереву, показать свои работы на Фестивале ремесленников Прибайкалья и даже за несколько часов преодолеть путь в сотни километров, чтобы увидеть сердце Байкала — Ольхон. Мастер активен и в творчестве: всю жизнь он пробует новые техники ремесла, участвует в выставках и организует творческие пленэры.
Балта Базаргуруевич, с чего начался ваш профессиональный путь?
С детства увлекаюсь творчеством. Пробовал все: и лепку из пластилина, и рисование. До сих пор не могу сказать, что отдаю предпочтение какой-то одной технике. Когда вижу что-то интересное, новое, то стараюсь попробовать, привнести свое видение. Так и рождаются мои работы. Вот, например, деревянные миниатюры я начал делать только в 2015 году. Решил принять участие в конкурсе на Международном бурятском фестивале «Алтаргана». И с размаху стал лауреатом.
У дарханов — кузнецов считается, что дар передается по родовой линии. Если с этой точки зрения смотреть, то получается, что дар мне достался от предков. Мой дедушка Батожаргал Шагдаров был одним из великих кузнецов. Он трудился кузнецом в колхозе, умел обращаться не только с металлом, но и с деревом, костью, рогом. В 1937 году на Выставке достижений народного хозяйства СССР как передовик производства он получил приз — велосипед. Тогда мало кто мог похвастать велосипедом, это был очень солидный подарок. К сожалению, я его не застал — дед погиб на войне под Москвой в 1942 году.
Многие мои работы посвящены теме Великой Отечественной войны. В 2019 году принимал участие в выставке художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства Дальневосточного региона «Салют Победы». Мероприятие проходило в Якутске. Стал лауреатом. Тогда я представлял две композиции: «Сэмүүн саг» — «Тревожные годы» и «Мүнхэ дурасхаал» — «Священная память». «Сэмүүн саг» состоит из трех мини-композиций. Первая композиция — «Июнь 1941 года» — повествует о том, как беременная супруга и маленькая дочь провожают бурятского воина защищать свою Родину от немецких захватчиков. Рядом с ними, предчувствуя тревогу за хозяина, стоят, поникнув, его конь и собака. Вторая композиция — «Июнь 1943 года» — показывает, как молится мать за родного сына-солдата на субургане – священной ступе, рядом горит зула – свеча. На третьей, самой яркой и радостной, композиции — «Июнь 1945 года» — запечатлена долгожданная встреча мужа, отца и сына с фронта. Ему навстречу бегут сын, который родился в начале войны, его мать и жена с подросшей дочерью.
Эту работу я показал и гостям Фестиваля ремесел Прибайкалья в Усть-Ордынском. Порадовало, что она нашла у людей отклик, многие подходили, разглядывали, задавали вопросы, как она сделана.
Идеи приходят постоянно, главное — успеть их поймать, зафиксировать. А после уже можно приступать к реализации.
Расскажите о вашей творческой мечте?
По образованию я педагог. В родном Будулане был учителем истории и трудового обучения. Но творчеством не прекращал заниматься. Делал божницы, сундуки, рукоятки к ножам, резные скамьи и стулья. Был автором проекта этнографического музея «Юрта Бабжи Барас Батора» на базе отдыха «Онон». Что уж там говорить — перечислять можно долго, но нет до сих пор ни одной работы о которой я могу сказать, что вот она сделана на сто процентов. Все равно, когда пересматриваю, вижу какие-то огрехи, недоработки. Сейчас у меня очередная задумка. Появилась мысль о новом направлении. Но пока не буду говорить. В этом году на «Алтаргане», которая прошла на моей Родине в Агинском Бурятском округе, я был волонтером, помогал ремесленникам из других регионов организационно. А вот уже на «Алтаргане» в 2024 году я буду конкурсантом и покажу что-то новенькое.
Что для вас ремесло?
Ремесло в широком смысле это то, что приносит пользу людям. Значит, ремесленник это тот, кто делает вещи для того, чтобы их использовали. К сожалению, наше современное творчество редко ориентировано на практическое применение. А хочется, чтобы люди не просто повесили изделие на стену и забывали о нем, а использовали его в быту. Чтобы вещь была с национальным колоритом. К этому нужно стремиться. Тогда появится большой интерес к национальной культуре.
Вы побывали на Фестивале ремесел. Что вы думаете об этом мероприятии, о создании ремесленного кластера?
В поселке Усть-Ордынском я уже не первый раз. Узнаю, когда еду, улицы, дома. Последний раз был там лет семь назад. Приятно удивлен, что поселок стал наконец-то развиваться. Чувствуется движение вперед. Появился спортивный комплекс, строятся дома, идет ремонт центральной дороги на Ленина.
Если говорить о Фестивале ремесел, о создании кластера, то главное, что мы с мастерами пообщались, познакомились. Важно творческим людям бывать на таких мероприятиях, чувствовать атмосферу фестиваля. Из участников фестиваля я знал Екатерину Осипову, а вот с Валентиной Михахановой знаком не был. Она живет в Эхирит-Булагатском районе, в муниципальном образовании Гаханы. Удивило, что диалект бурятского языка, на котором она разговаривает, очень близок к агинскому. Мне, как историку, это очень интересно. Такие встречи наталкивают на новые мысли, побуждают к исследовательской и творческой деятельности.
Награды: Обладатель Гран-при выставки-конкурса декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов XII Международного бурятского фестиваля «Алтаргана», обладатель Гран-при краевого конкурса «Салют Победы» в городе Чите. Лауреат межрегионального этапа, прошедшего в Якутске, и финала Всероссийского конкурса Салют Победа», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Неоднократный лауреат конкурсов и выставок, среди которых — краевая выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Забайкальский сувенир», межмуниципальный конкурс «Национальный сувенир Аги» в номинации «Этнографический сувенир». За личный вклад в сохранение и развитие бурятской культуры Балта Батожаргалов награжден многими грамотами и дипломами разных уровней. Его работы хранятся в Агинском национальном музее имени Г. Цыбикова.
Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводит АНО «Байкал» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Возрастное ограничение 0+