Семь дней мы будем рассказывать, как в старину проходили бурятские свадьбы. Отметим, что обряды в разных местностях различаются. Мы руководствуемся литературными источниками.

Сегодня речь о сговоре — hуралта. В этом деле на помощь приходили свахи — зуурши. Сговор у всех родов проходил без общественной огласки. А вот само сватовство — хадаг табилга существенно у бурят отличается и во многом зависит местности проживания и рода. У прибайкальских бурят сваты обычно привозили с собой в подарок тарасун и коня. Тарасун ставился на пол посреди дома, рядом усаживались сваты, а лошадь привязывали к коновязи. Важный момент — подношение подарка невесте бэлэг бариха. На ее шею отец жениха надевал серебряную или золотую монету — хоолобшо. Если семья девушки была согласна, то отец невесты подавал вино. Невеста подавала чарки всем сватам по очереди, а они, выпив, накрывали чарку деньгами. Если невеста подарок не принимала, то сватовство считалось недействительным.

Отцы в случае удачи менялись кушаками. После этого договор о браке считался нерасторжимым. Если вдруг сватовство расстраивалось, то виновная сторона отдавала штраф в размере “одной или двух голов больших скотин”.    

А вот у забайкальских бурят отец жениха, получив согласие родителей породниться, отправлялся в дацан, чтобы выяснить у ламы возможность заключения брака. Совместимость высчитывал лама астролог.

Для сватовства приезжали отец жениха с родственниками. Сватов должно было быть от двух до пяти человек. Сватами были чаще всего мужчины, но иногда участвовала и женщина со стороны жениха. Сват излагал цель приезда у дома невесты высоким поэтическим слогом. Затем он исполнял церемонию подношения шарфа-хадага буддийстким божествам и зажигал свечу, которую заранее готовили родители невесты. Иногда на алтарь возлагали и продукты — зеленый чай, домашний сыр, калач, сливочное масло и сладости. Это было главным действием, которое понималось как официальный договор.

У цонголов после этого сват выходил из юрты и совершал еще одно подношение — брызгал на четыре стороны света, угощая четырех богов-хранителей севера, юга, востока и запада. Затем отцы также, как и прибайкальские буряты, обменивались кушаками.