Страшные легенды села Улей Осинского района

Каждый ребенок, росший в бурятской семье, слышал это страшное слово — бохолдой, что в переводе с бурятского означает привидение. Помню, как в детстве бабушки часто ругали нас за то, что бегаем по середине дороги в деревне. Не разрешали нам петь по вечерам или, находясь в лесу, звать друг друга по имени. Все запреты сопровождались повторением этого слова от которого душа леденела — бохолдой.

Как шаманы изживали друг друга 

Бурятская мифология богата на жуткие истории. В легендах действуют не только различные божества, но и умершие люди, которых принято делить на разные группы: те, кто умер своей смертью, кто погиб в раннем возрасте, кто совершил суицид. Есть в фольклоре множество сущностей, которых в простонародье называют чертями. Слово бохолдой объединяет в себе всех представителей потустороннего мира. Такое представление о загробной жизни до сих пор существует у прибайкальских бурят, что напрямую связано с сохранением шаманизма.

Но есть в Иркутской области места, где сохранилось особенно много преданий. Например, село Улей Осинского района. Даже сейчас, в XXI веке, на предложение съездить в Улей можно услышать отказ и краткое объяснение: «Лучше я туда не поеду, не хочу духов тревожить». 

Самая известная легенда Улея — об улейских девушках, о толпе из 350 бохолдой. По ее мотивам создан спектакль в Бурятском драматическом театре. Но существует еще одна, не менее пугающая, легенда о битве черных шаманов.

Давным-давно, когда река Ангара была ручейком, величественные Саяны сопкой, а Байкал маленьким озером, жили на прибайкальской земле могущественные шаманы… Унгинские (шаманы современного Нукутского района) и улейские шаманы в те времена враждовали между собой, вели бесконечные битвы при помощи своих заянов (духов-хранителей) и умирали молодыми.

Однажды в одной унгинской деревне заболела женщина и пригласила черного улейского шамана, который гостил в этой деревне у своего тестя. Шаман Бугдан приехал к больной женщине, побрызгал молочной водкой тарасуном и сказал ей принести в жертву местным хозяевам земли черного барана, пригласив унгинского шамана Косто. Два дня шаманы призывали своих духов, занимаясь бахвальством друг перед другом, меряясь силой. Дело кончилось тем, что разодрались они окончательно и разъехались по своим улусам. Каждый у себя шаманил, чтобы изжить друг друга.

Унгинский шаман призвал своего хранителя-заяна, к которой редко обращался — Муу шубуун (плохая птица). Считается, что она может обращаться в разных птиц, но чаще принимает образ красивой женщины, только губы остаются в виде клюва.

Кстати, о появлении этой птицы есть такая легенда: один молодой бурят, который влюбился в девушку. Они ушли в лес и там жили. Молодой бурят умер, девица долго плакала над ним, потом подумала, что перестанет тосковать по нему, если съесть его печень.

Она распорола брюхо умершему и действительно съела печень возлюбленного. Тут же испустила дух и превратилась в Муу шубуун. С тех пор ищет в лесу молодых бурят, приходит к ним ночью в образе красавицы, прикрыв свой клюв рукавом и затмевает разум парней. Если удастся обмануть, то бьет их по голове своим клювом и сжирает печень.

Вернемся к шаманам. Улейский шаман Бугдан призвал всех своих больших заянов – Улеи-олон, что можно перевести как улейские многие. 350 душ ходят и ездят вместе толпой. Как они образовались? Одна девица Духэ из Улея была выдана замуж в Тарсай. Муж обращался с ней очень жестоко, в следствии чего она сбежала. За это ее, по жалобе мужа, сажали в колодку и жестоко били. От таких побоев она сошла с ума и удавилась в Улее, на своей родине. После смерти она сделалась заянкой. По ее желанию умирают молодые люди и женского и мужского рода. Вначале человек делается беспокойным, а потом старается незаметно удавиться. Таким образом их и набралось 350 душ. В них до сих пор верят многие. Считается, что эти духи вредят людям. В их честь совершаются разные обряды, очень дорого стоящие. Нелегкое ведь дело напоить допьяна и накормить досыта толпу заянов.

Назначив решающую встречу на границе, шаманы стали биться. Три дня и три ночи состязались они, выбились из сил, погрузились в мертвецкий сон. Битву продолжили их заяны. Муу шубуун было не под силу бороться с 350 душами. Призвала она на помощь съеденных парней. Три дня и три ночи пожирали заяны друг друга и не смогли одолеть.

Проснулись шаманы и разошлись опять. И снова каждый шаманил на своей стороне, чтобы съесть противника. Но однажды к улейскому шаману Бугдану явилась старая бабка. Это была девица Духэ, предводительница 350 душ, и подсказала как лишить унгинского шамана Косто силы, отправить его блуждать в темноте на том свете, чтобы заяны не приняли его в свой стан. Сказала ему выждать тот момент, когда у жены начнутся особые дни, выжать грязную кровь в посуду и подмешать в угощение.

Так и сделал улейский шаман. Лестью и хитростью выманил на границу, якобы для заключения мира, улучил момент и подмешал в угощение кровь своей жены… В тот же миг лишился унгинский шаман своей недюжинной силы. Кое-как добрался до дома, хворал три дня и скончался. Отвернулись от него его заяны, не смог он разгадать злой умысел своего противника. И осталась блуждать его душа одиноко в вечной темноте, срывая свою злость на молодых женщинах. До сих пор женщины детородного возраста в унгинской долине не имеют права посещать некоторые обряды. И не подходят к святым местам. Так рассказывают старики.

Как сейчас живут в Улее

Что происходит сейчас, в современное время в селе, рассказал Антон Марактаев, глава МО «Улейское».

Как вы относитесь к тому, что за Улеем закрепился стереотип страшного места?

На самом деле ничего страшного в этом не вижу. И ничего такого сегодня не происходит.

Когда читаешь старые легенды Улея, рассказ усугубляется вставками о том, что местное население не выходит по вечерам на улицу. Так ли это сейчас?

Это, конечно, стереотипы, которые усиливают сказители. Несколько десятков лет назад такое было, но сейчас во многом это приукрашено. Ничего страшного, конечно, нет. Все в порядке, люди обычно живут.

Какие шаманские обряды проходят сейчас в Улее?

Как во всех бурятских селах тайлаганы проходят. Каких-то специфических обрядов, характерных именно для этой местности, у нас нет. Все, как у всех.

Гордитесь ли вы тем, что по мотивам именно вашей легенды проходит достаточно успешный спектакль в Бурятском драматическом театре?

Любое упоминание нашего села, конечно, большой плюс для нас. По-видимому, еще сам спектакль хорошо поставлен, поэтому он пользуется интересом и спросом у зрителя. Во всех художественных материалах есть своя интерпретация – преувеличения, присказки и тому подобное. Мы к этому относимся хорошо, ничего страшного не видим.

Чем Улей может похвастаться, помимо легенд о бохолдой?

Улей – успешная территория, которая развивается на всем протяжении своего существования. У нас хорошо представлено сельское хозяйство. На территории существует порядка 30 хозяйств. Люди добиваются в разных направлениях успехов. Есть люди науки, которые родом из Улея. Но по большей части наши люди – это люди труда. Еще у нас неплохо развит спорт, в особенности борьба. Всех приглашаю на гостеприимную улейскую землю. 

Диана Дабалаева 

Фото: ykt.ru

Предыдущая статьяЛовить нетрезвых водителей будут в Аларском районе
Следующая статьяДепутатский запрос об открытии детской поликлиники в микрорайоне Ново-Ленино города Иркутска поддержан Законодательным Собранием