На берег озера Аляты каждый день причаливают удивительные лодки. Они выдолблены из цельного куска дерева. Совсем как у индейцев. Вот только пользуются ими не где то там, в далекой Америке, а в Аларском районе Иркутской области. Такая лодка-долбленка есть у каждого рыбака. Современными плавсредствами в селе Аляты принципиально не пользуются.
«Моторки нам ни к чему. Зачем деньги тратить? Ведь можно сделать долбленку или, как мы тут называем такую лодку, бат и ходить на ней по озеру лет тридцать», — говорит рыбак Юрий Архипов.
Слово бат возникло от глагола батать — загонять веслом рыбу в сети. Технология не меняется десятилетиями. Сам Юрий батает на Алятском озере всю жизнь. Местные караси славятся далеко за пределами Аларского района. Вкусные, всегда свежие и совсем не пахнут тиной. Покупают и туристы, и жители соседних районов. Неплохой приработок. Но вот бат Юрия уже прохудился. Сейчас вместе с соседом делают новый. Дело это довольно хлопотное: нужно выбрать большой ствол дерева, хорошенько его просушить и с помощью современных инструментов выдолбить себе плавсредство.
«У нас обычно, когда нужна кому-нибудь новая лодка, собираются все друзья, соседи и быстро мастерят новую. Вот так и живет старинное мастерство. А откуда оно пришло, никто уже и не знает», — говорит Юрий Архипов.
Строго говоря, официальных версий две. В 2012 году в Аляты приезжал этнограф из Японии Акаба Седзен. Ученый прожил в селе три дня, изучил материал и пришел к выводу, что алятская долбленка — прямая родственница индейской пироги. Родственный след бурят и индейцев находили уже неоднократно, поэтому местные жители таким выводам не удивились. Но есть и вторая версия. Возможно, долбленки появились здесь с приходом вепсов. Представители этой национальности славятся этим мастерством у себя на родине.
«Лодки долбленки изучаем много лет. Такие лодки в старину были у тех народов, что жили у воды. Поэтому не так важно, откуда именно взялись у нас долбленки. Важно, что наши баты помогли многим людям выжить в годы войны, когда рыба была чуть ли не основным источником пропитания. Да и теперь эти лодки являются частью нашей повседневности. Мы стараемся бережно относиться к этому наследию, да и к самому озеру. Ведь это самый крупный водоем естественного происхождения в Усть-Ордынском Бурятском округе. Озеро питает большое количество подземных родников. Мы считаем, что Алятское озеро, как и Хубсугул — брат Байкала. И нужно сделать все, чтобы и мастерство изготовления лодок, и само озеро сохранились в первозданном виде как можно дольше», — говорит Светлана Пономарева, руководитель школьного краеведческого музея, педагог.
Проект «Территория ремесел: мастера народного творчества Прибайкалья» реализован при поддержке правительства Иркутской области.