Дизайнер Анжелика Алсаткина делает бубны и работает над юбилейной выставкой 

Еще несколько лет назад народные промыслы казались чем-то забытым и архаичным, а сейчас это модное направление. Людей вдруг стали привлекать не вещи из супермаркета, а уникальные изделия. Дизайнер Анжелика Алсаткина в интервью нашему изданию рассказала о генетическом коде сибирского человека и о том, почему в XXI веке возник интерес к старинным ремеслам.

Шкура козы и береза

Делаю бубны по просьбе подруги. По образованию я инженер-архитектор, если уж что-то начала, буду это делать с размахом. Бубны изготавливаю из обработанной шкуры козы. Основа состоит из березовой фанеры, склеенной в несколько слоев и скрепленной так, чтобы получился круг. Материал живой, поэтому нужно иметь чутье, знать, как будет меняться кожа. Когда высыхает, может лопнуть и даже порвать основу.

Главная цель сейчас – подготовить хорошую юбилейную выставку (в 2021 году художник отметит 60-летие – ред.). Работы много, но я без этого темпа уже не могу. Сидеть без дела — это смерть для художника. Мыслей по поводу будущей выставки много, даже боюсь пока рассказывать, потому что меняю все на ходу. Точно будут работы из моих любимых материалов: дерева, ивового прута, кожи, войлока, конского волоса. Они мне близки по духу.

Не отвергать в себе предков

Народные промыслы у иркутских бурят связаны с верой – шаманизмом – и ежедневным бытом. Иной раз я себя чувствую воином, задача которого возродить народные ремесла. Много читаю, узнаю о языческих верованиях. Все в мире живое, и у каждой местности есть свой хозяин — дух. В целом, человечество это понимает. Например, сейчас многие стремятся к экологичному образу жизни, а ведь это не нами придумано, так жили наши предки. Нужно быть вежливым, аккуратным с природой, которая не является твоей собственностью.

Изучаешь традиции и понимаешь, что все мы одинаковые. Некоторые элементы украшений, которые есть у бурят, встречаются в Африке. Через Берингов пролив к нам ходили по воде индейцы Северной Америки — и, кстати, кожа там выделывалась точно как у нас. А культы обожествления деревьев, гор — они на всем земном шаре одинаковы.

У нас в Сибири практически в каждой семье есть представители нескольких национальностей. Нельзя в себе отвергать тюркские, славянские, монгольские, бурятские крови, здесь все перемешалось. Генокод сибирского человека настолько богат, что если начнешь в чем-то обвинять, например, тюркские народы — тем самым отвергаешь себя и своих предков. Вообще отвергать какой-либо народ — это как минимум глупо.

Нужно быть всегда перед собой честным. Особенно художникам, творцам, которые имеют воздействие на сознание человека, а это большая ответственность. Я обращаюсь в работе к мифологии, к древним верованиям. Иногда даже критикую себя, что мало думала о вечном, слишком быстро выполняла заказ.

Сейчас возрос интерес к народным промыслам. И неслучайно, ведь обладание уникальной вещью, созданной по старинным технологиям, помогает окунуться в древнюю историю и ощутить себя частью целой нации.

Справка: Анжелика Алсаткина родилась 4 августа 1961 года в Иркутске. Член Союза художников России и международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского округа. Является автором книг по искусству прибайкальских бурят и иллюстратором литературных произведений. Ведет активную образовательную работу.

Проект «Территория ремесел: мастера народного творчества Прибайкалья» реализует Автономная некоммерческая организация популяризации культурного, природного и этнического наследия Иркутской области «Байкал» (АНО «Байкал») при поддержке Правительства Иркутской области.  

Валерия Туезова

Предыдущая статьяМонголия закрыла границы в Бурятии
Следующая статьяГлавой иркутских «единороссов» назначен Алексей Савельев